Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 августа 2014 г. N 251
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "СОГАЗ" в лице его филиала в Тюменской области на действия Управления государственных закупок Тюменской области и Государственного казенного учреждения Тюменской области "Служба охраны животного мира" (заказчик) при проведении открытого конкурса N КО-139/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414004105) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 18.08.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчика при проведении открытого конкурса N КО-087/14.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 20.08.2014 г. N 591, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N N КО-139/14 (N0167200003414004105).
Как следует из жалобы, конкурсная документация не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов. По мнению заявителя, наличие таких квалификационных критерия как "количество экспертов (комиссаров) в штате страховщика либо работающих по гражданско-правовому договору в Тюменской области" и "количество станций технического обслуживания в Тюменской области, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей", никак не определяют качество работы страховщика и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, предметом которого является оказание страховых услуг
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в возражениях (письмо от 21.08.2014 исх. N 1800), представил материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Как следует из части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации.
Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Помимо этого, в п. 27 Правил указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В соответствии с п.6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм следует, что заказчик вправе указать в конкурсной документации перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. При этом, Законом о контрактной системе разграничены включение в конкурсную документацию требований к участнику закупки (что является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах) и право заказчика установить критерии оценки заявок на участие в конкурсе (что не является условием допуска или отказа в допуске к участию в торгах участника закупки, а служит только для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе).
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-139/14 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в интересах государственного заказчика - ГКУ ТО "Служба охраны животного мира" с начальной (максимальной) ценой контракта 384 035, 02 рублей.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 08.08.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003414004105.
В конкурсной документации (раздел 4) перечислены критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе и определена их значимость.
Критериями оценки заявок являются цена контракта значимостью 80 % и квалификация участника конкурса значимостью 20 %.
При этом квалификация участника закупки включает в себя подкритерии:
-количество экспертов (комиссаров) в штате страховщика либо работающих по гражданско-правовому договору в Тюменской области, оказывающих услуги по защите интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом, в Тюменской области (указать количество) (с приложением копий трудовых книжек / трудовых договоров / гражданско-правовых договоров) (максимальное значение - 100 баллов) - величина значимости 10%;
-количество станций технического обслуживания в Тюменской области, с которыми у Страховщика заключены договоры на ремонт автомобилей (указать количество) (с приложением копий договоров, заключенных с СТО) (максимальное значение - 100 баллов) - величина значимости 10%;
Как следует из пояснений заказчика и уполномоченного органа наличие указанных критериев квалификации участника закупки позволяет выявить среди поданных заявок наиболее оптимальные условия оказания услуги, предусмотренной государственным контрактом (гражданско-правовым договором).
В частности, заказчик, имея потребность в оперативном устранении последствий ДТП (страхового случая), вправе реализовать такой способ возмещения вреда как ремонт поврежденного транспортного средства, учитывая такая возможность не противоречит ни нормам законодательства о контрактной системе, ни законодательству о страховой деятельности.
При этом, в соответствии с ч.2 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ (далее по тексту - Закон об ОСАГО) по согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотренных договором обязательного страхования, страховщик в счет страховой выплаты вправе организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества.
Кроме того, Комиссия отклоняет довод заявителя относительно неправомерного установления заказчиком такого критерия как количество экспертов (комиссаров) в штате страховщика либо работающих на основании гражданско-правового договора, поскольку для подтверждения своей квалификации участник вправе предоставить как трудовые договоры (в случае наличия в штате организации соответствующих специалистов) так и гражданско-правовые договоры с соответствующими специализированными службами.
Соответственно, заказчиком правомерно установлены такие критерии как наличие у страховщика на территории Тюменской области договоров с СТО и количество экспертов (комиссаров) в штате страховщика либо работающих на основании гражданско-правового договора, при этом заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств относительно того обстоятельства, что предоставление таких договоров (контрактов) может повлечь негативные последствия для участника закупки в виде разглашения сведений, составляющую коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
В этой связи, Комиссия с учетом вышеприведенных нормативных положений и фактических обстоятельств настоящего дела приходит к выводу, что установленные заказчиком критерии оценки участников конкурса не может свидетельствовать о наличии в его действиях нарушения законодательства о контрактной системе в силу того обстоятельства, что Законом о контрактной системе установлено право заказчика и уполномоченного органа самостоятельно определять как перечень критериев оценки участников конкурса, так и содержание указанных критериев.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО "СОГАЗ" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и Государственного казенного учреждения Тюменской области "Служба охраны животного мира" при проведении открытого конкурса N КО-139/14 (N 0167200003414004105) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 августа 2014 г. N 251
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2014