Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 5 августа 2014 г. N 11219/03-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:<_>
рассмотрев дело N 11219/03-2014, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (далее - ООО "СК "Согласие", заявитель) на действия единой комиссии (заказчик - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", далее - ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), заказчик) при проведении открытого конкурса N 0368100010814000221 на обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта - 399 171,70 руб., дата подведения итогов - 24.07.2014 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 6613 от 29.07.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "СК "Согласие", на действия единой комиссии при проведении указанного открытого конкурса.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя, единая комиссия необоснованно признала заявку ОСАО "РЕСО-Гарантия" победителем в открытом конкурсе, в связи с тем, что ОСАО "РЕСО-Гарантия" не могла быть представлена заверенная банком копия платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, так как свою заявку на участие в конкурсе ОСАО "РЕСО-Гарантия" подало через 6 минут после размещения извещения о проведении открытого конкурса и начала подачи заявок, что не отвечает разумным срокам возможности подачи заявки с учетом всех требований документации. Кроме того, заявитель указывает, что опись, приложенная к конкурсной заявке ОСАО "РЕСО-Гарантия" не соответствовала форме, установленной в конкурсной документации.
На заседание Комиссии 04.08.2014 г. представитель ООО "СК "Согласие" поддержала доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика и член единой комиссии на заседании Комиссии 04.08.2014 г. не согласилась с доводами жалобы, представила письменные возражения (вх. N 6766 от 04.08.2014 г.), содержащие указание, в том числе на следующее.
На заседании единой комиссии 24.07.2014 г. победителем открытого конкурса было признано ОСАО "РЕСО-Гарантия", имелся кворум, о чем свидетельствует копия приказа от 21.01.2014 г. N 16 с изменениями от 19.02.2014 г. N 70, с изменениями от 07.05.2014 г. N 177, а также с изменениями от 22.07.2014 г. N 301.
Также в составе заявки ОСАО "РЕСО-Гарантия" имелись все необходимые документы, а также платежное поручение подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Действия единой комиссии о признании заявки ОСАО "РЕСО-Гарантия" победителем в открытом конкурсе правомерны и не нарушают Закон о контрактной системе.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 05.08.2014 г., для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.06.2014 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0368100010814000221 на обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта - 399 171,70 руб., дата подведения итогов - 24.07.2014 г.).
04.07.2014 г., 17.07.2014 г. заказчиком были размещены разъяснения положений документации об открытом конкурсе.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 21.07.2014 г. на участие в указанном открытом конкурсе было подано 6 (шесть) заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 24.07.2014 г. все поданные заявки были признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в конкурсе.
Победителем конкурса было признано ОСАО "РЕСО-Гарантия".
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "СК "Согласие" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0368100010814000221 были опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.06.2014 г. в 16:53.
Согласно пункту 25 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" и пунктам 16 и 17 раздела 1.3 "Информационной карты конкурса" документации дата начала приема заявок с 25.06.2014 г. по 21.07.2014 г. 10:00.
Согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в указанном конкурсе заявка ОСАО "РЕСО-Гарантия" (регистрационный номер - 01) поступила 25.06.2014 г. в 16:59.
Таким образом, заявка ОСАО "РЕСО-Гарантия" была подана в установленный Законом о контрактной системе и конкурсной документацией срок. При этом законодательство о контрактной системе не содержит указания на установление каких-либо ограничений в части разумности срока подачи заявки и не определяет, какое именно время участнику закупки необходимо для формирования своей заявки.
Довод заявителя о том, что денежное обеспечение конкурсной заявки было внесено ОСАО "РЕСО-Гарантия" заранее, так как заявка на участие содержит оригинал платёжного поручения с отметкой банка не находит своего фактического подтверждения. Из анализа заявки ОСАО "РЕСО-Гарантия" на участие в конкурсе было установлено, что указанное платежное поручение представлено в виде документа с печатью ОСАО "РЕСО-Гарантия" и представляет собой платежное поручение направленное банку посредством электронной системы "Альфа-Клиент On-line".
Таким образом, жалоба ООО "СК "Согласие" в указанной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 22.1.4 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" и пункту 8 раздела 1.3 "Информационной карты конкурса" документации участник закупки подает заявку на участие в конкурсе, подготовленную по форме, указанной в разделе 3 конкурсной документации.
Раздел 3 "Образцы форм и документов для заполнения участником закупки" содержит форму 3.1 "Опись документов", в которой участник закупки указывает все представленные документы, в том числе и документы, прикладываемые по собственному желанию.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.
При этом Закон о контрактной системе не предусматривает обязанность участника подавать в составе заявки опись документов в строгом соответствии с определённой формой. Форма описи устанавливается в документации для удобства работы комиссии и носит формальный характер, кроме того заявка ОСАО "РЕСО-Гарантия" содержит все документы, предусмотренные конкурсной документацией о проведении открытого конкурса.
Таким образом, жалоба ООО "СК "Согласие" в указанной части является необоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией было установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Пункт 25 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" и пункты 16 и 17 раздела 1.3 "Информационной карты конкурса" содержат сроки, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе.
Пункт 22 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации определяет состав заявки и требования по ее оформлению.
Пункт 22 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации содержат порядок подачи изменений в заявку на участие в конкурсе.
Согласно Журналу регистрации поступления заявок на участие в открытом конкурсе, в течении установленного конкурсной документацией срока на подачу заявок, от участников закупки поступило 6 конвертов с заявками. При этом, в соответствии с журналом регистрации поступления изменений заявок было подано 2 конверта с изменениями в заявки.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 226 от 21.07.2014 г. на участие в закупке подано 6 заявок. При этом заявка ОАО "САК "Энергогарант" состоит из двух конвертов - заявка, поступившая 26.06.2014 в 08:08 (N 2) и изменение к заявке, поступившее 02.07.2014 г. в 11:59:53(N 5).
Из анализа заявки (N 5) на участие в указанном конкурсе следует, что изменение, поданное участником содержит выписку из ЕГРЮЛ от 27.06.2014 г. и документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение N 1225 от 26.06.2014 г.).
При этом, согласно статье 43 Закона о контрактной системе участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона о контрактной системе. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Предоставленное статьей 43 Закона о контрактной системе право участника изменить или отозвать заявку не предполагает восполнение ее недостающими документами.
Иное толкование данной нормы позволит участнику закупки, без предварительного принятии мер и осуществления действий по надлежащему оформлению и формированию заявки (полного пакета документов), подать заявку, например, в виде представления пустого конверта, обеспечив себе таким образом преимущество перед другими участниками закупки для подачи заявки первым (что повлечет присвоение заявке меньшего порядкового номера), а в последующем дополнить заявку всеми необходимыми документами.
Поданные в виде изменений вышеуказанные документы ОАО "САК "Энергогарант", поименованные как "изменения", не приобретают данный статус, так как заявка участника, ранее поданная 26.06.2014 г. не содержит требуемых законом документов, то есть на момент подачи заявок на участие в конкурсе отсутствовала надлежащим образом оформленная заявка, которая могла быть изменены.
То обстоятельство, что ОАО "САК "Энергогарант" предоставило требуемые конкурсной документацией документы, отсутствующие в заявке от 26.06.2014 г., поименовав их словом "изменения", до момента вскрытия конвертов, не отменяет обязанности обществ по выполнению требований к составу заявки, указанных в статье 51 Закона о контрактной системе в момент подачи заявки.
Подобные действия по подаче в составе заявки неполного пакета документов могут привести к злоупотреблению правом и, как следствие, нарушению прав и законных интересов добросовестных участников закупки, которые предприняли меры по формированию полного пакета документов в составе заявки.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пункт 22.1.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации содержит аналогичные требования к составу конкурсной заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 230 от 24.07.2014 г. все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным в конкурсной документации и Законе о контрактной системе.
В ходе анализа представленных на обозрение конкурсных заявок Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:
1) конкурсная заявка ОСАО "РЕСО-Гарантия" (N 1) содержала выведенное обществом на печать платежное поручение N 400221 от 25.06.2014, полученное в электронной форме посредством электронной системы "Альфа-Клиент On-line" и заверенное участником;
2) конкурсная заявка ОАО СОА "ВСК" (N 4) содержала выведенное обществом на печать платежное поручение N 290 от 26.06.2014, полученное в электронной форме посредством электронной системы Интернет-банк;
3) конкурсная заявка ОАО "АльфаСтрахование" (N 6) содержала выведенное обществом на печать платежное поручение N 000776 от 26.06.2014, полученное в электронной форме посредством электронной системы "Альфа-Клиент On-line" и заверенное участником.
Комиссия считает, что платежные поручения, представленные в составе заявки участниками N 1, 4, 6 не соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку они не содержат надлежащей отметки банка, не заверены банком, при этом документальных доказательств того, что указанные платежные поручения подписаны электронно-цифровой подписью уполномоченного лица банка в составе заявки не представлено.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации
Вместе с тем, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N 226 от 21.07.2014 г. и протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 230 от 24.07.2014 г. все заявки участников были допущены до участия в конкурсе и признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
Таким образом, единой комиссией допущено нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Согласие" необоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Обязать единую комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, рассмотрения конкурсных заявок повторно, с учетом принятого решения, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела N 11219/03-2014 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 5 августа 2014 г. N 11219/03-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2014