Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2014 г. N 44-1217/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская Александровская больница" (далее - Заказчик):
ООО "ПроектноСтроительная Компания "Лидер" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15286 от 08.07.2014) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту операционного блока СПб ГБУЗ "Александровская больница" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.06.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200263414000129. Начальная (максимальная) цена контракта 49 584 797,12 руб.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части составления документации об аукционе с нарушением положений законодательства о контрактной системе, в части нарушения требования об объективном характере описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон и представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе заказчик и его комиссия по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, а также иную информацию и документы, составленные в ходе осуществления закупки.
На заседание Комиссии УФАС во исполнение требований, указанных в уведомлении о принятии жалобы к рассмотрению N 07/14729 от 10.07.2014, Заказчиком представлены документы на электронном носителе, однако не предоставлены заявки участников закупки, что не позволяет провести их проверку на предмет правомерности их допуска (отказа в допуске) к участию в электронном аукционе. Таким образом, в действиях (бездействии) Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки Заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Анализ документации об аукционе показал, что по ряду позиций Заказчиком установлены требования с нарушением принципа объективного характера описания объекта закупки, а также с использованием нестандартных показателей и характеристик товаров.
В соответствии с разделом 2.1 Технического задания все применяемые товары (материалы), конструкции и детали должны соответствовать государственным стандартам, в том числе ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия".
Согласно п. 4.2 данного государственного стандарта бетонные смеси в зависимости от показателя удобоукладываемости подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р), а группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
По позиции 98 "Смеси бетонные" Приложения N 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Должны быть жесткими", следовательно, такой бетон относится к группе "Ж" по удобоукладываемости.
При этом Заказчиком установлено требование "Марка по расплыву конуса должна быть Р2 или Р3. Марка по осадке конуса должна быть П3 или П4", однако данные марки по удобоукладываемости относятся к группам "Р" и "П" соответственно.
Также по данной позиции к значению показателя "Водоотделение" установлено требование "более 0,6%", однако согласно нормативам государственного стандарта для марок жестких бетонов Ж1-Ж5 данное значение должно составлять не более 0,2%.
По позиции 26 "Арматурная сталь" Приложения N 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Арматурная сталь должна быть класса А-II или А-III. Механические свойства арматурной стали: Минимальный предел текучести должен быть более 0,294 ГПа; минимальное относительное удлинение должно быть менее 25,0 и более 6,0 процентов; минимальное временное сопротивлению разрыву должно быть менее 0,883 ГПа".
В соответствии с разделом 2.1 Технического задания все применяемые товары (материалы), конструкции и детали должны соответствовать государственным стандартам, в том числе ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", согласно которому единицами измерения показателей "предел текучести" и "временное сопротивление разрыву" являются "Н/мм" или "кгс/мм
". Использование Заказчиком нестандартных качественных характеристик (а именно единиц измерения) может повлечь необоснованное ограничение круга участников закупки, поскольку вероятность допустить техническую ошибку (в том числе при пересчете значения из стандартных единиц измерения в установленные Заказчиком) при заполнении заявки значительно увеличивается. Также в соответствии с вышеуказанным государственным стандартом значение показателя "относительное удлинение" для классов арматурной стали А-II и А-III имеет иную нижнюю границу, а именно "не менее 19%" и "не менее 14%" соответственно. Следовательно, требования к значениям данного показателя установлены Заказчиком в Техническом задании таким образом, что допускают поставку товара, не соответствующего ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", что, по мнению Комиссии УФАС, нарушает принцип объективного описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившиеся в необъективном характере описания объекта закупки, а также в использовании при оптсании объекта закупки нестандартных характеристик (в том числе единиц измерения), касающихся технических и качественных характеристик товара.
Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на то, что часть документации об аукционе (Приложение N 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" к Техническому заданию) размещена на официальном сайте в формате, исключающем возможность поиска, копирования и сохранения фрагмента текста, что затрудняет ознакомление с документацией и заполнение заявки на участие в аукционе.
Согласно п. 3 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14 декабря 2010 г. N 646/21н, информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Документация об электронном аукционе размещена заказчиком в виде файла формата ".jpg", открытого, распространенного формата, не требующего пароля при открывании (не защищенного) и не зашифрованного (не требующего использования средств криптозащиты для преобразования информации в вид, доступный для визуального восприятия), позволяющего осуществить ознакомление с его содержанием без дополнительных программных или технологических средств, что соответствует требованиям вышеуказанного Положения.
Доступность в ознакомлении с приложениями к документации об открытом аукционе соблюдена, права лиц не ограничены, формат ".jpg" доступен для прочтения. Возможность расширенного доступа способом копирования в данном формате в рассматриваемом случае невозможна, но действующее законодательство не содержит требований о необходимости обеспечения возможности копирования документов, размещаемых на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, главный критерий доступности - возможность ознакомления.
Установлено, что документация об аукционе доступна для ознакомления. Следовательно, данный довод жалобы является несостоятельным.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПроектноСтроительная Компания "Лидер" частично обоснованной в части доводов о необъективном описании Заказчиком объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июля 2014 г. N 44-1217/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2014