Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2014 г. N 44-1329/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Заказчик):
ООО "ОМ-Стандарт" (далее - заявитель): рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 16301 от 17.07.2014) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на выполнение проектных работ для разработки дополнения N1 к "Корректировке технико-экономического обоснования строительства I очереди экспериментального предприятия по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 11.06.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001614000110. Начальная (максимальная) цена контракта -49 449 739,07 рублей.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения документации об аукционе с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с ч. 3 ст. 74.1 Налогового кодекса Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федерального закона от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
Таким образом, установлен исчерпывающий перечень требований к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий.
В п. 3.13 проекта государственного контракта указано следующее: "Банковская гарантия может быть выдана банком, соответствующим на последнюю отчетную дату, предшествующую дате предоставления банковской гарантии, следующим условиям:
- наличие действующей генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций;
- размер собственных средств (капитала) банка, рассчитанный в соответствии с "Положением о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" (утв. Банком России 10.02.2003 N 215-П), не менее 5 млрд руб.;
- наличие у банка рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "BB-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "Ва3" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service);
- участие банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Таким образом, Заказчиком установлены дополнительные требования к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к банкам, осуществляющим выдачу банковских гарантий, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В п. 3.12.1.6 проекта государственного контракта указано следующее: "Для удовлетворения требований бенефициара по уплате денежной суммы по банковской гарантии бенефициар предоставляет гаранту составленное в свободной форме письменное требование об ее уплате с указанием, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, а также заверенные подписью уполномоченного лица и печатью бенефициара:
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего требование бенефициара;
- копию претензии (требования) бенефициара о возврате авансового платежа, направленной в адрес принципала;
- копию документа, подтверждающего предоставление бенефициаром принципалу аванса".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к документам предоставляемых Заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии отличных от требований, установленных в Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В п. 3.1 проекта государственного контракта указано следующее: "Одновременно с заявлением о выплате аванса Исполнитель предоставляет банковскую гарантию, обеспечивающую возврат авансового платежа".
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования о предоставлении банковской гарантии в случае, не предусмотренном Законом о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
4. Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 45, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОМ-Стандарт" частично обоснованной части доводов об установлении Заказчиком требований к банкам, предоставляющим банковские гарантии, а также к перечню документов, предоставляемых Заказчиком банку с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, с нарушением законодательства о контрактной системе, а также в установлении требований о предоставлении банковской гарантии в случае, не предусмотренном Законом о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1 ст. 45, п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств, что нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2014 г. N 44-1329/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2014