Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 августа 2014 г. N 2-57-5830/77-14
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гордуз А.В.,
при участии представителей Внуковской таможни: Молявко Е.А., Лукьянова Е.В., Юхневич Н.Г., Бабаниной Т.В., а также в отсутствие представителей АНО ДПО "Институт государственного управления", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 13.08.2014 N10/24041,
рассмотрев жалобы АНО ДПО "Институт государственного управления" (далее - Заявитель) на действия Внуковской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию сотрудников Внуковской таможни по программе повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками" (Закупки NN0373100038314000032, 0373100038314000031) (далее - Аукционы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в следующем:
- неустановление в аукционных документациях требования к организационно-правовой форме участников закупки;
- неправомерное установление в аукционных документациях требования к участникам закупки в части правомочности участника закупки заключать контракты;
- противоречивые сведения в аукционных документациях в части преимуществ, ограничений и требований к участникам закупки;
- неправомерное установление в аукционных документациях требования к участникам закупки о необходимости наличия лицензии на образовательную деятельность без указания конкретных сведений, которые должна содержать данная лицензия, а также без учета лиц, для которых наличие данной лицензии не требуется;
- неустановление в аукционных документациях требований к содержанию и составу заявки на участие в электронных аукционах;
- неправомерное установление в аукционных документациях требований, предъявляемых к месту оказания услуги, форме обучения, а также образовательной программе;
- установление в аукционных документациях неправомерного срока проведения электронных аукционов;
- неустановление в аукционных документациях срока предоставления участникам электронных аукционов разъяснений положений аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.08.2014 N10/24041 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о необходимости наличия у участников закупки лицензии на право ведения образовательной деятельности без указания конкретных сведений, которые должна содержать данная лицензия, а также без учета лиц, для которых наличие данной лицензии не требуется, так, например, для Инновационного центра "Сколково".
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационных картах электронных аукционов, а также в Общих частях аукционных документаций Заказчиком предусмотрено требование к участникам закупки о необходимости наличия, а также о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в электронных аукционах действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию без указания конкретных сведений, которые должна содержать данная лицензия, а также без учета лиц, для которых наличие данной лицензии не требуется, так, например, для Инновационного центра "Сколково".
Вместе с тем, согласно Извещениям о проведении электронных аукционов объектами закупок является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию сотрудников Внуковской таможни по программе повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками".
Таким образом, установленное Заказчиком в аукционных документациях требование о необходимости наличия, а также о необходимости предоставления в составе второй части заявки на участие в электронных аукционах действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию не противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 4 заявки на участие в электронных аукционах, при этом, все заявки участников закупки аукционными комиссиями Заказчика допущены к участию в электронных аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
2. Согласно доводам Заявител, Заказчиком в п. 6.1 Общих частей аукционных документаций неправомерно установлены требования к участникам закупки в части правомочности участников электронных аукционов заключать контракты.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Вместе с тем, п. 2 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) не предусматривает требование о наличии у участников закупки правомочности заключить контракт.
Заказчиком в п. 6.1 Общих частей аукционных документаций установлено требование к участнику закупки о наличии у него правомочности заключить контракт.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии у участников закупки правомочности заключить контракт.
3. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно не установлено требование к организационно-правовой форме участников закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По мнению Заявителя, в аукционных документациях Заказчиком неправомерно не установлено требование к организационно-правовой форме участников закупки, поскольку в соответствии с положениями ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные услуги, являющиеся объектами закупок, могут осуществляться только образовательными организациями, равно некоммерческой организацией, либо приравным к ней индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе. Преимущества в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
4. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчика содержаться противоречивые сведения в части преимуществ, ограничений и требований к участникам закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Информационных картах электронных аукционов Заказчиком указано, что преимущества для участников закупки, предоставляемые заказчиком, а также ограничения участия в определениях поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
5. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком не установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронных аукционах.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционные документации Заказчика содержат в п. 11.2 Общих частей аукционных документаций предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронных аукционах.
При этом, в Инструкциях по заполнению заявки на участие в элетронных аукционах предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронных аукционах должна содержать согласие участника закупки на оказание услуг, предусмотренных аукционными документациями.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, в том числе, подтверждающих каким образом установление вышеуказанных требований к составу первой части заявки на участие в электронных аукционах препятствовало АНО ДПО "Институт государственного управления" подать заявку на участие в электронных аукционах, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
6. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно установлены требования, предъявляемые к месту оказания услуги в г. Москве, форме обучения, а также к образовательной программе, что, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Технических заданиях аукционных документаций предусмотрено, исходя из своих потребностей, требование о том, что услуга должна оказываться в г. Москве, форма обучения - очная, с отрывом от работы, понедельник-пятница, с 9-00 до 18-00, а также требования к содержанию учебной программы (ключевые вопросы программы).
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, в том числе, подтверждающих каким образом установление вышеуказанных требований к оказываемым услугам препятствовало АНО ДПО "Институт государственного управления" подать заявку на участие в электронных аукционах, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
7. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком неправомерно установлен срок проведения электронных аукционов.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата проведения такого аукциона в соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Информационным картам электронных аукционов дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах - 13.08.2014, при этом, дата проведения электронных аукционов - 18.08.2014, что соответствует положениям ч. 3 ст. 68 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
8. Согласно доводам Заявителя в аукционных документациях Заказчиком не установлен срок предоставления участникам электронных аукционов разъяснений положений аукционных документаций.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Информационным картам электронных аукционов дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционных документаций: соответствует дате начала срока подачи заявок, указанной в Информационной карте; окончание срока предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционных документаций: в соответствии с п. 10.2 части I документации об аукционе.
При этом, согласно Информационным картам электронных аукционов дата начала подачи заявок - 01.08.2014, окончание срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - не позднее чем за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в электронных аукционах.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованности данного довода жалоб, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод Заявителя необоснован.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы АНО ДПО "Институт государственного управления" на действия Внуковской таможни обоснованными в части неправомерного установления в аукционных документациях требования к участникам закупки о правомочности участников электронных аукционов заключать контракты.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии Т.А. Логинова
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Гордуз А.В. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 августа 2014 г. N 2-57-5830/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2014