Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 6 августа 2014 г. N 203
Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2014
Полный текст решения изготовлен 11.08.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "СаТиКом" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) государственным заказчиком - ГУЗ "Краевая детская клиническая больница N2", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку цефалоспоринов (4238-ЭА) (реестровый N 0191200000614004502),
в присутствии представителей: уполномоченного органа - Жердзинской О.В. (доверенность от 15.05.2014 N15); государственного заказчика - Гришиной М.В. (доверенность от 06.08.2014 б/н), Маннаникова Д.В. (доверенность от 06.08.2014 б/н), в отсутствие представителя заявителя (направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (ходатайство вх. от 04.08.2014 N4809),
УСТАНОВИЛА:
31 июля 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "СаТиКом" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку цефалоспоринов (реестровый N0191200000614004502).
Представителем заявителя указано следующее.
Аукционная документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В позиции N6 технического задания аукционной документации к лекарственному препарату МНН Цефокситин (Антибиотик - цефаспорин 2 поколения. Порошок для приготовления раствора для внутримышечного и внутривенного введения 0,1 г. Приготовленный раствор должен быть годен к применению в течение 24 часов в условиях хранения комнатной температуры и 96 часов - холодильнике).
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, препарат МНН Цефокситин дозировкой 1 г. зарегистрировано и выпускает на рынок только одно торговое наименование. В государственном реестре средств РФ под данными МНН с техническим характеристиками и дозировкой препарата, указанного в данном пункте 3 документации об аукционе, зарегистрировано только по одному торговому наименованию - "Анаэроцеф", которое напрямую указывает на их производителя, а именно ООО "Аболмед" (Россия, Москва). Заявитель считает, что при включении в состав одного лота взаимозаменяемых товаров и уникального продукта, аналога которому не существует, потенциальные участники вынуждены закупать товар у одного производителя/дистрибьютера того уникального препарата объем предложения по которому ограничен. Заявитель ссылается на совместное письмо Минэкономразвития России 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития России N8035-ВС и ФАС России NИА/20555 от 31.10.2007 "О применении норм Закона о размещении заказов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения" Включение в лот лекарственных препаратов, технические характеристики которых косвенно указывают на единственного производителя, существенного ограничивают число участников закупки. ООО "Компания "Деко" не производит данный препарат.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику, предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель уполномоченного органа пояснил что, в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе в целях реализации закупок полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казанных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа определяется решением о наделении полномочиями в рамках централизации. При этом к деятельности уполномоченного органа только в пределах полномочий, установленных решением о наделении его полномочиями, применяются нормы Закона о контрактной системе, которые регулируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 Департамент государственных закупок Забайкальского края был наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Порядок взаимодействия, утвержденной указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного органа, а также разграничивает ответственность между ним и заказчиком, при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к его компетенции.
В связи с тем, что жалоба заявителя касается описания объекта закупки, дать пояснение по существу указанных в ней фактов, Департамент государственных закупок не может, т.к. данный вопрос не относится к его компетенции.
В пункте 6 части 1 статьи ЗЗ Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств", согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти. Информация об этом вносится Государственный реестр лекарственных средств, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти. Заказчик, уполномоченный орган используют информацию названного государственного реестра, не в состоянии и не вправе проверять и оценивать производственный потенциал, возможности производителя лекарственных средств, а так же учитывать возможности дилеров, дистрибьюторов и иных лиц, осуществляющих продажу лекарственных средств.
Согласно государственному реестру лекарственных средств у лекарственного препарата с МНН Цефокситин (лекарственная форма - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения и дозировка 1 грамм) зарегистрировано два торговых наименования:
1)Цефокситин - ООО "КОМПАНИЯ "ДЕКО",
2)Анаэроцеф - Аболмед ООО (Москва).
Следовательно, лекарственный препарат Цефокситин может являться предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами).
Дополнительные характеристики, указанные заказчиком, были установлены исходя из существующей у него потребностей с учетом зарегистрированной лекарственной формы и дозировки препарата.
На основании вышеизложенного представитель уполномоченного органа просит признать жалобу необоснованной.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
В документации об аукционе, Заказчиком перечислены необходимые в соответствии с его потребностями лекарственные средства, по их международным непатентованным наименованиям, не содержит указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. А также. Заказчик указывает не три позиции подлежащей поставке, а шесть позиций и в одном лоте, не превышающего предельное значение (1 млн. руб.) начальной (максимальной) цены контракта (цена лота), в соответствии с Постановлением N 929 от 17.10.2013года.
Для получения сведений необходимых для закупа на поставку лекарственных средств, заказчиком используются сведения государственного реестра лекарственных средств на сайте: http://grls.rosminzdrav.ru (официальная информация). Данный реестр содержит перечень лекарственных препаратов прошедших государственную регистрацию. Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств международному непатентованному наименованию "Цефокситин" соответствуют два зарегистрированных торговых наименования, а именно Анаэроцеф производитель ООО "АБОЛмед", г.Новосибирск Р N003297/01 и Цефокситин производитель ООО "Компания "ДЕКО" г. Москва ЛП-000907, таким образом зарегистрировано не только одно торговое наименование.
Производственные возможности производителя лекарственных средств заказчиком не оцениваются.
В отношении единиц измерения: 1г.= 1000 мг.
Заказчик, является детским лечебным учреждением, исходя из своей потребности в товарах, разрабатывает описание объекта закупки, указывая функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ссылка на совместное письмо Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, ФАС России от 31.10.2007 г. N168-АП/Д04/8035-ВС/ИА/2055 "О применении норм Федерального закона N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" необоснованная, так как решение ВАС РФ от 09.07.2012 г. N ВАС-6122/12", данное письмо признано не действующим в части положений относительно требований по формированию лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2008 году.
Поэтому формирование лота осуществлено согласно действующему законодательству. Предметом закупа является не производство лекарственных средств, а их поставка, следовательно, любая организация желающая принять участие в размещении заказа может закупить товар, который предполагает поставить в случае признания ее победителем аукциона.
На основании вышеизложенного Заказчик просит признать жалобу ООО "СаТиКом" необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
28 июля 2014 года для нужд ГУЗ "Краевая детская клиническая больница N2" уполномоченным органом размещен аукцион в электронной форме на поставку цефалоспоринов (реестровый N0191200000614004502). Наименование, описание объекта закупки и количество товара утверждены в пункте 21 аукционной документации. Начальная (максимальная) цена контракта 990 805,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки аукцион признан несостоявшимся на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка единственного участника ООО "АБОЛмед" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Требования, связанные с определением соответствия предлагаемого товара требованиям заказчика, установлены в пункте 21 аукционной документации "Наименование, описание объекта закупки и количество товара".
Требования к лекарственному препарату "Цефокситин" установлены в позиции N5 пункта 21 аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, информацию о наименовании и адресе производителя лекарственного препарата.
Установлено, что в соответствии с данными содержащимися в государственном реестре лекарственных средств за МНН "Цефокситин" - порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного зарегистрировано два торговых наименования "Цефокситин", "Анаэроцеф".
Также, Комиссия находит довод заявителя о том, что единственным производителем лекарственного препарата "Цефокситин" является ООО "Аболмед" (Москва) необоснованным, поскольку, согласно сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств, производителем лекарственного препарата "Цефокситин" наряду с производителем ООО "Аболмед" (Москва) является также производитель ООО "Компания "Деко".
Поскольку государственным заказчиком представлено обоснование потребности в лекарственном препарате "Цефокситин" аукционная документация содержит в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указание международного непатентованного наименования, а также требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара Комиссия не усматривает в действиях государственного заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку лекарственного препарата "Цефокситин" может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Комиссия отмечает, что при установлении признаков ограничения числа участников закупки имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к лекарственным препаратам не ограничивают круг участников закупки и не усматривает в действиях государственного заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СаТиКом" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В.Терешина
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 6 августа 2014 г. N 203
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2014