Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 4 сентября 2014 г. N 245
Резолютивная часть решения объявлена 03.09.2014 Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 04.09.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Капитал" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - ФГБУ "Забайкальский референтный центр Россельхознадзора" при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт помещений и фасада двухэтажного кирпичного здания (реестровый N 0391100015714000029),
в присутствии представителей: заказчика Сахаровой А.Н. (доверенность от 02.09.2014 NЧТ000000070), Наседкина А.Ю. (доверенность от 02.09.2014 NЧТ000000069), заявителя - Боборыгина В.Ю. (доверенность от 03.09.2014 б/н),
УСТАНОВИЛА:
28 августа 2014 года в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Капитал" из которой следует, что заявителю неправомерно отказали в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителя, первая часть заявки соответствует требованиям аукционной документации, так как содержит перечень материалов согласно пункту 7.1 технического задания и их конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным заказчиком. Также в заявке по всем материалам содержится указание на наименование места происхождения товара, в качестве которого указана страна их происхождения.
Представителем заявителя указано следующее. Ни одна из норм Закона о контрактной системе не содержит определения "наименования места происхождения товара", однако из упоминаний о "происхождении товара" в отдельных нормах, прежде всего в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, указывающей, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными) лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации, можно сделать вывод, что под "местом происхождения товара" в Законе о контрактной системе понимается, прежде всего, страна его производства, точнее государство. Кроме этого, в статье 66 Закона о контрактной системе не установлено требование, что в отношения предлагаемого товара допустимо указывать только наименования мест происхождения товара, которым предоставлена правовая охрана в соответствии с положениями статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению представителя заявителя, положения статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае не могут применяться, а соответственно в первой части заявки в качестве места происхождения товара допустимо и достаточно указать только страну происхождения предлагаемого товара. Вышеуказанная позиция соответствует сложившейся судебной и административной практике.
Представитель заявителя просит признать незаконными действия аукционной комиссии по отклонению первой части заявки ООО "Капитал" в допуске к участию в электронном аукционе и выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Представители государственного заказчика считают доводы заявителя необоснованными. Участником закупки по 110 из 119 позиций технического задания местом происхождения товара указана страна (Россия). Такое обозначение не является наименованием места происхождения товара, в связи с чем действия членов аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Капитал" являются правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
08 августа 2014 года заказчик разместил извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений и фасада двухэтажного кирпичного здания (реестровый N 0391100015714000029).
Начальная цена контракта 33078170,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 19.08.2014 на участие в аукционе поступило 16 заявок, отклонены - 13 , в том числе и заявка ООО "Капитал" (N 8) , так как не указано место происхождение товара или наименование производителя товара по всем позициям, кроме 9 пунктов технического задания.
Участие в аукционе приняли три участника закупки. Наименьшая цена исполнения контракта предложена участником закупки с заявкой N2 - 27785662.75 рублей.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок все три заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол подведения итогов от 26.08.2014), победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "Немецкие технологии".
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Данная норма отражена в части 2.3.1 аукционной документации.
Закон о контрактной системе не содержит понятие "наименование места происхождение товара" (в том числе в статье 14).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 1225 ГК РФ полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.
В соответствии с частью 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, определение, содержащееся в указанной статье, выделяет четыре признака наименования места происхождения товара (НМПТ):
1. НМПТ представляет собой наименование географического объекта.
2. Наличие характерной географической среды, включающей природные условия и (или) людские факторы.
3. Наличие особых свойств товара, маркируемого НМПТ.
4. Функциональная зависимость особых свойств товара от географической среды.
Лишь одновременное наличие всех этих признаков позволяет данное обозначение отнести к НМПТ (и осуществить его государственную регистрацию в качестве НМПТ).
Согласно части 1 статьи 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности,
В силу части 2 статьи 1516 ГК РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Согласно статье 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование: этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
В силу статьи 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Таким образом, Комиссия находит довод представителей государственного заказчика, что указание только страны, в которой происходит производство товара в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 2.3.1 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, поскольку в первой части заявки ООО "Капитал" по 110 позициям технического задания не указано наименование производителя или места происхождения используемого при выполнении работ товара, Комиссия считает отклонение заявки правомерным.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Капитал" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 4 сентября 2014 г. N 245
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2014