Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 26 августа 2014 г. N 232
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2014 Чита, ул. Лермонтова, 14
Полный текст решения изготовлен 28.08.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобы ООО "СибТрансСтрой", ООО "Звезда+" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГКСУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Забайкальского края", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений (реестровыйN0191200000614004609),
в присутствии представителей заказчика: Безнигаевой Н.В. (доверенность от 25.08.2014), Хусаиновой Н.Г. (доверенность от 25.08.2014), представителя уполномоченного органа: Иванова Д.С. (доверенность от 14.08.2014 N 23), представителя ООО "Звезда +" Максимовой А.Н. (доверенность от 26.08.2014 N2), представителя ООО "СибТрансСтрой" Васильевой Е.А. (доверенность от 25.08.2014),
УСТАНОВИЛА:
20 августа 2014 года в Забайкальское УФАС России поступили жалобы ООО "СибТрансСтрой", ООО "Звезда+". Жалобы объединены в одно производство.
Из жалоб следует, что заявителям неправомерно отказали в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителей, заявка соответствует требованиям документации об аукционе, так как наименование места нахождения товара указано по всем позициям и просят признать действия аукционной комиссии незаконными.
Представитель уполномоченного органа считает доводы заявителей необоснованными по следующим основаниям.
18 августа 2014 года в ходе рассмотрения первых частей заявок участников закупки аукционной комиссией было установлено, что заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16 не соответствует нормам Закона о контрактной системе и требованиям установленным в аукционной документации.
Первая часть заявки на участие в настоящем аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в настоящей документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показа гели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.".
В соответствии со статьей 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519 ГК РФ) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным выше.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
В статье 1517 ГК РФ указано, что на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование: этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
Согласно статье 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Таким образом, наименование места происхождения товара в обязательном порядке должно быть зарегистрировано федеральным орган исполнительной власти (Роспатент) в Государственном реестре наименований. Правообладателю выдается свидетельство о регистрации такого наименования места происхождения товара.
Вместе с тем, в соответствии требованиями п.7.3.4 Административного регламента, исполнение Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации (далее - Административный регламент) в графе "Описание особых свойств товара" приводятся особые свойства товара, для которого регистрируется обозначение, отличающие данный товар от аналогичных товаров.
Свойства товара должны быть описаны четко и ясно в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.).
Описание должно носить информационный характер, в частности, указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом, и т.д.
При этом отсутствие в заявке описания особых свойств товара является отказом для регистрации наименования мест происхождения товара.
Зарегистрированное наименование места происхождения товара означает наличие у данного товара особых свойств, отличающих его от аналогичных товаров.
Таким образом, только после регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара признается наименованием места происхождения товара.
При отсутствии регистрации наименования места происхождения товара, такое обозначение товара не является наименованием места происхождения товара и считается лишь наименованием географического объекта, где был произведен товар, не наделяя при этом товар особенными свойствами, присущими для товара в данной местности.
Требования о необходимости указания места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара установлены в пункте 1 документации об аукционе и в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В первых частях заявок участников закупки 1, 2, 3, 4 ,6 , 7, 8, 9 ,10 ,12, 13, 14, 15, 16 среди прочих конкретных показателей товара указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара, при этом, указание наименования производителя или места происхождения предлагаемого к поставке товара отсутствует.
Указание только страны, в которой происходит производство товара в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 1 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
Документом, подтверждающим наименование мест происхождения товара, является свидетельство о регистрации такого наименования мест происхождения товара, выданное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Роспатентом (статья 1522 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Понятие страна происхождения товара и наименование мест происхождения товара обуславливаются разными целями их определения.
Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт наименование места происхождения товара относится к отрасли гражданского права, правовой институт Страна происхождения товара относится к отрасли таможенного права.
Страна происхождения и наименование места происхождения товара обуславливаются разными целями их определения.
Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт наименования места происхождения товара относится к отрасли гражданского права, правовой институт страна происхождения относится к отрасли таможенного права.
Представители заказчика пояснили, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Департамента государственных закупок Забайкальского края с заказчиками осуществляющими закупки для обеспечения нужд Забайкальского края" утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочиями на определение поставщиков (поставщиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края.
Таким образом, процедуру рассмотрения заявок участников закупки проводят члены аукционной комиссии уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
28 июля 2014 года уполномоченный орган разместил извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку полимерных изделий медицинского назначения.
Начальная цена контракта 4 685 535,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.08.2014 на участие в аукционе поступило 16 заявок, 14 заявок отклонены. Заявка ООО "Звезда +" (N1) отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: в первой части заявки отсутствует наименования места происхождения товаров или наименования производителей товаров предлагаемых к использованию при выполнении работ, заявка ООО "СибТрансСтрой" (N8) отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно в первой части заявки в нескольких позиция раздела "требования к материалам" отсутствует наименования места происхождения товаров или наименования производителей товаров предлагаемых к использованию при выполнении работ.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Данная норма отражена в части 1 аукционной документации.
Закон о контрактной системе не содержит понятие "наименование места происхождение товара"
В соответствии с частью 1 статьи Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, определение, содержащееся в указанной статье, выделяет четыре признака наименования места происхождения товара (НМПТ):
1. НМПТ представляет собой наименование географического объекта.
2. Наличие характерной географической среды, включающей природные условия и (или) людские факторы.
3. Наличие особых свойств товара, маркируемого НМПТ.
4. Функциональная зависимость особых свойств товара от географической среды.
Лишь одновременное наличие всех этих признаков позволяет данное обозначение отнести к НМПТ (и осуществить его государственную регистрацию в качестве НМПТ).
Согласно части 1 статье 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности,
В силу части 2 статьи 1516 ГК РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Согласно статье 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование: этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
В силу статьи 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Таким образом, Комиссия находит довод представителя уполномоченного органа, что указание только страны, города в которых происходит производство товара в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 1 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, поскольку в первой части заявок ООО "Звезда+", ООО "СибТрансСтрой" не указано наименование производителя или места происхождения предлагаемого к поставке товара, Комиссия считает отклонение заявки правомерным.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "Звезда+", ООО "СибТрансСтрой" необоснованными.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 26 августа 2014 г. N 232
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2014