Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 1 сентября 2014 г. N 240
Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2014
Полный текст решения изготовлен 03.09.2014 г. Чита, ул. Лермонтова, 14
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии по контролю закупок Забайкальского УФАС России Горбуновой А.В. членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев поступившую 26.08.2014 жалобу
ООО "Лион" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Акшинская ЦРБ", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку мяса (реестровый N0191200000614005160),
в присутствии представителя уполномоченного органа Иванова Д.С. (доверенность от 14.08.2014), представителя заявителя Севостьяновой А.А. (доверенность от 25.08.2014), заказчик представил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,
УСТАНОВИЛА:
18 августа 2014 г. в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Лион" из которой следует, что заявителю неправомерно отказали в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителя, заявка соответствует требованиям документации об аукционе, так как указано наименование места нахождения товара: "Страна происхождения: Россия, Алтайский край, ТК "Мясной стандарт". Заявитель просит провести проверку и принять меры по устранению нарушения.
Представитель уполномоченного органа считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
21 августа 2014 года в ходе рассмотрения первых частей заявок участников закупки аукционной комиссией было установлено, что заявки с порядковыми номерами 1, 2 не соответствуют нормам Закона о контрактной системе и требованиям установленным в аукционной документации, по причинам указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок N 1/4384-ЭА.
Первая часть заявки на участие в настоящем аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в настоящей документации об аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показа гели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.".
В соответствии с частью 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму,
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 ГК РФ юридические лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Согласно статье 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно пункту 5 статьи 1473 ГК РФ если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
В доктрине гражданского права фирменное наименование определяется как обозначение, служащее для индивидуализации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте.
Исходя из этого, в наименовании юридического лица должно быть указание на его организационно-правовую форму.
В первой части заявки участника закупки N 2 среди прочих конкретных показателей товара указана страна происхождения предлагаемого к поставке товара: "Россия, Алтайский край. ТК Мясной стандарт".
Таким образом, в заявке отсутствует указание на наименование производителя предлагаемого к поставке товара.
Указание только страны, в которой происходит производство товара в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 1 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
Считаю необходимым отметить, что понятия страна происхождения товара и наименование мест происхождения товара обуславливаются разными целями их определения
Данные понятия представляют собой обособленные друг от друга, правовые институты, относящиеся к разным отраслям права. Правовой институт наименование места происхождения товара относится к I отрасли гражданского права, правовой институт стража происхождения товара относится к отрасли таможенного права.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
12 августа 2014 года заказчик разместил извещение о проведении аукциона на поставку мяса (реестровый N0191200000614005160).
Начальная цена контракта 253368, 00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 21.08.2014 на участие в аукционе поступило и отклонено на участие в аукционе две заявки. Заявка ООО "Лион" N 2 отклонена, так как неуказанно наименование места происхождения товара или наименования производителя. Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Данная норма отражена в части 1 аукционной документации.
Закон о контрактной системе не содержит понятие "наименование места происхождение товара"
В соответствии с частью 1 статьи Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, определение, содержащееся в указанной статье, выделяет четыре признака наименования места происхождения товара (НМПТ):
1. НМПТ представляет собой наименование географического объекта.
2. Наличие характерной географической среды, включающей природные условия и (или) людские факторы.
3. Наличие особых свойств товара, маркируемого НМПТ.
4. Функциональная зависимость особых свойств товара от географической среды.
Лишь одновременное наличие всех этих признаков позволяет данное обозначение отнести к НМПТ (и осуществить его государственную регистрацию в качестве НМПТ).
Согласно части 1 статье 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности,
В силу части 2 статьи 1516 ГК РФ не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Согласно статье 1517 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, который находится в иностранном государстве, допускается, если наименование: этого объекта охраняется в качестве такого наименования в стране происхождения товара. Обладателем исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара может быть только лицо, право которого на использование такого наименования охраняется в стране происхождения товара.
В силу статьи 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Таким образом, Комиссия полагает, что указание только страны, в которых происходит производство товара, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пунктом 1 документации об аукционе не может быть истолковано как исполнение требований об указании места происхождения товара или наименования производителя.
Комиссия находит довод представителя уполномоченного органа, что в наименовании юридического лица должно быть указание на его организационно-правовую форму обоснованным.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Установлено, что в первой части заявки ООО "Лион" при указании места происхождения товара указало: "Россия, Алтайский край. ТК Мясной стандарт".
Таким образом, Комиссия считает, что выводы аукционной комиссии, что заявка ООО "Лион" не содержит наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого товара являются правомерными.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Лион" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 1 сентября 2014 г. N 240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2014