Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 июля 2014 г. N 295-РЗ-04-14
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Меркулов Н.С. - руководитель Управления;
члены комиссии:
Луковкина И.В.- начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умерова Р.Р.- ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие заявителя - ООО "Интран" (надлежаще уведомлено), в присутствии представителей министерства экономического развития Астраханской области Ястребовой Т.П. (доверенность от 09.07.2014 б/н), Юсуповой Т.В. (доверенность от 09.07.2014 б/н), Косарева В.С. (доверенность от 09.07.2014 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Интран" (адрес: 105187, г.Москва, ул.Борисовская, 1/29, стр.1) на действия государственного заказчика - министерства экономического развития Астраханской области (адрес: 414008, г.Астрахань, ул.Советская,15) при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области (реестровый номер извещения: 0125200000114000003), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.07.2014 поступила жалоба ООО "Интран" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика - министерства экономического развития Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области (реестровый номер извещения: 0125200000114000003), в которой сообщалось, что Заказчик в пп. 7 п.4.2 конкурсной документации незаконно, в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", установил требование о наличии у участника закупки в составе его конкурсной заявки копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контрактов, договора (договоров) и документов, подтверждающих их исполнение.
Также, по мнению Общества, конкурсная документация содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе: в проекте государственного контракта отсутствует его часть - техническое задание; требование к условиям исполнения контракта, содержащиеся в ч.4 конкурсной документации, содержит ряд противоречий, а также в них отсутствует информации, необходимая для определения возможности исполнения контракта.
На основании изложенного, Заявитель просит: приостановить размещение закупки до рассмотрение жалобы по существу; привлечь виновных лиц к ответственности за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции"; обязать Заказчика привести конкурсную документацию в соответствие с действующим законодательством РФ.
Представители Заказчика просят признать жалобу Заявителя необоснованной по основаниям, указанным в отзыве.
Кроме того, представителями Заказчика было заявлено письменное ходатайство о привлечении в качестве специалиста заведующего кафедрой "Автоматизированные средства обработки информации и управления" ФГОУ ВПО "Астраханского Государственного технического университета" Белова Сергея Валерьевича, которое Комиссией было удовлетворено.
Комиссия, рассмотрев жалобу, и проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Извещение о проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области, а также конкурсная документация на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области (далее - конкурсная документация) были размещены в единой информационной системе в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". Как следует из указанных документов начальная (максимальная) цена контракта составила 74 696 181,33 руб.
Заказчик в пп.7 п.4.2 конкурсной документации установил требование о наличии в заявке на участие в конкурсе копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контрактов, договора (договоров) и документов, подтверждающих их исполнение.
В силу требования п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, п.6 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Следует отметить, что п.32 конкурсной документации Заказчиком, в силу требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, установлены критерии оценки конкурсных заявок участников закупки, одним из которых является "квалификация участников закупки".
Более того, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 установлено, что подтверждением нестоимостного критерия "квалификация" является опыт работы, который может подтверждаться участниками закупки ранее исполненными контрактами.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования Заказчика, установленные в пп.7 п.4.2 конкурсной документации, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе и не могут привести к ограничению доступа участия в торгах.
Кроме того, Комиссия, изучив проект государственного контракта, установила, что в силу требования п.1.1. данного проекта исполнитель обязан выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области "в объеме согласно Техническому заданию (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта".
Однако вышепоименованное приложение не было приложено к проекту государственного контракта.
Довод представителя Заказчика о том, что данное приложение будут сформировано на основании предложений участников закупки, содержащихся в их конкурсных заявках, Комиссия полагает несостоятельным, поскольку требование о наличии в составе конкурсной заявки предложений об исполнении контракта, т.е. техническое задание, которое в дальнейшем бы являлось приложением N1 к контракту, отсутствует в конкурсной документации.
Ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия полагает, что Заказчиком было допущено нарушение ч.2 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия, изучив пояснения специалиста, обладающего специальными познаниями в области предмета конкурса, а также техническое задание, содержащееся в части 4 конкурсной документации, полагает, что доводы Заявителя о том, что "в техническом задании содержится ряд противоречий и отсутствует часть информации, необходимой для описания предмета закупки", несостоятельны, поскольку Заказчиком при описании предмета закупки были соблюдены требования ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией было установлено, что Заказчик, в нарушение ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, в ч.6 конкурсной документации установил незаконное основание в отказе приема конкурных заявок: "Незапечатанные конверты заказчиком не принимаются".
Данное положение, по мнению Комиссии, может привести к ограничению доступа участников закупки к участию в конкурсе, что как следствие, приведет к сокращению числа участников закупки.
Ч.2 ст.17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Из вышеизложенного следует, что применение ч.6 конкурсной документации ("Незапечатанные конверты заказчиком не принимаются") может привести к нарушению ч.2 ст.17 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Однако проект государственного контракта, в нарушение ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе, не соответствовал порядку, установленному вышепоименованным постановлением Правительства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интран" на действия государственного заказчика - министерства экономического развития Астраханской области при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области (реестровый номер извещения: 0125200000114000003) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - министерство экономического развития Астраханской области нарушившим ч.5 ст.34, ч.2 ст.50, ч.6 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию Аналитической системы ситуационного центра Губернатора и Правительства Астраханской области (реестровый номер извещения: 0125200000114000003).
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика - министерства экономического развития Астраханской области.
4. Передать материалы данного дела для рассмотрения вопроса о наличии в действиях государственного заказчика министерства экономического развития Астраханской области признаков нарушения ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: И.В.Луковкина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 июля 2014 г. N 295-РЗ-04-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2014