Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2014 г. N 415
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "ПСО Система", ИП Исхакова А.Г. (далее - заявители) на положения документации электронного аукциона на выполнение ремонта мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши (извещение N 0169300038714000259) в присутствии:
- представителей МКОУ СОШ N 2 г. Аши, действующих на основании доверенностей от 15.07.2014;
в отсутствии представителей заявителей,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы 10.07.2014, 11.07.2014 ООО "ПСО Система", ИП Исхакова А.Г. на положения документации электронного аукциона на выполнение ремонта мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши (извещение N 0169300038714000259) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Отдел муниципального заказа администрации Ашинского муниципального района (далее - уполномоченный орган) 20.06.2014 объявил о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 549 865 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.07.2014 08:00.
На дату рассмотрения жалоб контракт на выполнение ремонта мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши не заключен.
Доводы жалоб заявителей заключаются в следующем.
Пункт 2 Информационной карты аукциона устанавливает требование по предоставлению во второй части заявки участника закупки копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Однако заказчиком не указаны какие именно документы участник закупки должен представить во второй части заявки во исполнение данного требования.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно сметной документации заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены материалы применяемые при выполнении работ с указанием товарных знаков без слов "или эквивалент" (Изопласт ЭКП, Изопласт ЭПП, Айситекс-Стандарт ЭКП).
Представители заказчика пояснили следующее.
Заявители ссылаются на отсутствие перечня документов, требуемых заказчиком от участников аукциона, которые подтверждают соответствие работ установленным законодательством требованиям. Однако участниками электронного аукциона с целью уточнения данного перечня документов были направлены в адрес электронной площадки запросы о даче разъяснений положений аукционной документации. Заказчиком даны исчерпывающие разъяснения по указанным запросам, согласно которым документы, предусмотренные пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не предоставляются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
Сметная документация в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на товарные знаки в виду отсутствия опыты работы с законодательством о контрактной системе специалистом, готовившим данную документацию.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Подпунктом 3 пункта 2 Информационной карты аукциона в нарушение пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участникам закупки предъявляется требование о предоставлении во второй части заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, в единой информационной системе опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе, согласно которым заказчик поясняет, что копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предоставляются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1.2. проекта контракта состав и объем работ определяется сметной документацией (Приложение N 1 к муниципальному контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Пункты 13, 14, 16 Сметной документации в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержат указания на товарные знаки (Изопласт ЭКП, Изопласт ЭПП, Айситекс-Стандарт ЭКП) без слов "или эквивалент".
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие:
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 Информационной карты аукциона в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено требование ко второй части заявки участника закупки, регламентированное пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
2. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 Информационной карты аукциона дублирует положения пунктов 1, 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Вместе с тем, документация должна содержать конкретные требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, установленные заказчиком требования к участникам закупки нарушают пункты 1, 8 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлены сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, сроки оформления результатов такой приемки.
4. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) x С.
Пунктом 8.3. проекта контракта установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1 (одного) процента от общей стоимости работ.
Таким образом, заказчик предусмотрел в проекте контракта размер пени, взыскиваемой с подрядчика за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, следует отметить, что допущенные нарушения не повлияли на законные права и интересы участников закупки, так как согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.07.2014 на участие в закупке подано 12 заявок, соответствующих аукционной документации и допущенных к участию в электронном аукционе.
Кроме того, заказчиком является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 города Аши Челябинской области, объектом закупки - выполнение ремонта мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона ремонт мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши необходимо выполнить до 15.08.2014.
Принимая во внимание тот факт, что началом учебного года является 01.09.2014, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности принятия решения о внесения изменений в аукционную документацию либо об отмене закупки, в связи с тем, что данные решения могут фактически привести к невозможности начала учебного процесса в установленный срок.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "ПСО Система", ИП Исхакова А.Г. на положения документации электронного аукциона на выполнение ремонта мягкой кровли основного здания МКОУ СОШ N 2 г. Аши (извещение N 0169300038714000259) обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, частей 7, 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 июля 2014 г. N 415
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2014