Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Шалимова О.Н., вр.и.о начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Колмаков А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1. муниципального заказчика - Бюджетного учреждения культуры "Усть-Чульский центр традиционной культуры "Солбан"
- "_.", по доверенности от 24.07.2014 г. б/н.
2. в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" (далее - ООО "Лагуна"), уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие
рассмотрев жалобу N 137/КС ООО "Лагуна" на действие муниципального заказчика - Бюджетного учреждения культуры "Усть-Чульский центр традиционной культуры "Солбан" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детского игрового оборудования (закупка N 0380300046414000003), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 22.07.2014 г. вх. N 801 поступила жалоба ООО "Лагуна" на действия муниципального заказчика - Бюджетного учреждения культуры "Усть-Чульский центр традиционной культуры "Солбан" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детского игрового оборудования (закупка N 0380300046414000003).
В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация (закупка N 0380300046414000003) составлена с нарушениями положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: технические характеристики требуемого для поставки детского игрового оборудования полностью соответствуют техническим характеристикам товара только одного конкретного производителя (ООО "Изумрудный город").
Также заявитель считает, что заказчик использовал при составлении аукционной документации утративший силу ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации".
На основании вышеизложенного, заявитель жалобы просит:
- провести внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме (закупка N 0380300046414000003);
- выдать заказчику предписание;
- привлечь заказчика к административной ответственности.
28.07.2014 г. вх. N 4090 в адрес антимонопольного управления поступил пакет документов от муниципального заказчика с пояснением по жалобе, в котором указано следующее.
При формировании технического задания специалистом заказчика были допущены ошибки, а именно:
- некорректно обозначены размеры закупаемого оборудования (без указания интервалов);
- при описании "качели-балансир" указано "грунт по дереву (производство Финляндия)".
Информация об отмене ГОСТа Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации" у заказчика отсутствует.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 137/КС ООО "Лагуна" в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
14.07.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация) о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детского игрового оборудования (закупка N 0380300046414000003).
Начальная (максимальная) цена контракта 80 370 рублей 30 копеек.
Документация об аукционе N 0380300046414000003, утверждена Председателем Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам администрации Аскизского района".
Аукцион в электронной форме (закупка N 0380300046414000003) на право заключить муниципальный контракт на поставку детского игрового оборудования был признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, что соответствует части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены конкретные размеры по каждой единице детского игрового оборудования, необходимого для поставки (качели балансир 2565*895*600, качели 2100*2320*1400, песочница с крышкой 400*1520*1520, тренажер для укрепления мышц туловища, бедра, ног, живота и поясницы 1300*530*1420), а также конкретные материалы, из которых должно быть произведено поставляемое детское игровое оборудование (сталь, фанера). По позиции "качели-балансир" заказчиком указан грунт по дереву (производство Финляндия). Указанные характеристики товара соответствуют техническим характеристикам товара только одного конкретного производителя, а именно ООО "Изумрудный город".
На рассмотрении жалобы представитель заказчика также согласился с некорректным обозначением размеров закупаемого оборудования (без указания интервалов) и ошибкой в описании "качели-балансир". Представитель заказчика отметил, что для заказчика не важен размер и дизайн поставляемого детского игрового оборудования.
Заказчиком при описании объекта закупки указан ГОСТ Р 52301-2004 "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации". Данный ГОСТ утратил силу с 01.01.2014 года. Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст утвержден новый ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации".
Таким образом, заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки нарушен пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы N 137/КС ООО "Лагуна", в ходе рассмотрения жалобы по существу, нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу обоснованной.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Согласно пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком не указана информация об ответственном лице за заключение контракта.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона указана дата окончания подачи заявок 22.07.2014 г.
Срок окончания предоставления участникам разъяснений должен быть указан 21.07.2014 г.
Дата окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе установлена заказчиком в документации об аукционе с нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
В части 3 документации об аукционе в электронной форме, заказчиком к содержанию первой части заявки установлены аналогичные требования, содержащиеся в пункте 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик не установил конкретных требований к содержанию первой части заявок. Так как, рассматриваемая документация об аукционе заказчика содержит вариативность поведения участника размещения заказа (отсутствует конкретизация содержания заявки).
4. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Заказчиком при размещении закупки N 0380300046414000003 на поставку детского игрового оборудования обоснование начальной (максимальной) цены контракта было произведено с использованием метода сопоставимых рыночных цен.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта были использованы коммерческие предложения, в которых представлена информация о рыночных ценах неидентичных товаров, а именно: у товара (качели балансир, качели, песочница с крышкой, тренажер для укрепления мышц туловища, бедра, ног, живота и поясницы) указан различный размер, различные материалы, используемые при производстве данного оборудования, хотя в техническом задании аукционной документации установлен материал, из которого должно быть изготовлено оборудование - это корпус металлический из стали, соответствующий определенному ГОСТу. Кроме того, при расчете начальной (максимальной) цены контракта заказчиком сделаны арифметические ошибки.
Таким образом, с нарушением части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 2 статьи 8, части 2 статьи 22, пунктом 1 части 1 статьи 33, пунктами 2, 10 части 1 статьи 64, частью 4 статьи 65, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе закупок комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 137/КС ООО "Лагуна" на действие муниципального заказчика - Бюджетного учреждения культуры "Усть-Чульский центр традиционной культуры "Солбан" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку детского игрового оборудования (закупка N 0380300046414000003) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган - Муниципальное казенное учреждение "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" нарушившим часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 22, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункты 2, 10 части 1 статьи 64, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать уполномоченному органу - Муниципальному казенному учреждению "Комитет по закупкам администрации Аскизского района" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
О.Н. Шалимова |
|
А.В. Колмаков
А.В. Лунёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 июля 2014 г. N 137/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2014