Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 марта 2017 г. N 44-668/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Юнион" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 4129-ЭП/17 от 21.02.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и благоустройству территорий общего пользования Московского района Санкт-Петербурга в границах кадастровых кварталов NN7645, 7645А, 7646, 7678А, 7678 Г, 7681, 7692В, 7692 Г, 7693 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона с изменениями размещено 30.01.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200000416000169. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 279 899,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.02.2017 N0172200000416000169-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 9) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "1) В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно п. 3.1.3. раздела 3 части I и части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N 7 к Техническому заданию).
1.1) В Приложении N 7 к Техническому заданию аукционной документации по позиции 32 "Щебень вид 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Наименьший размер зерен фракции щебня 5 или 3 или 10 мм" (показатель N 469), "Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм более 95 не более 100 % по массе" (показатель N 246). Также, в соответствии с п. 3 "Требования к техническим характеристикам работ" раздела 2 части III аукционной документации, Позиция Щебень вид 1 в приложении N7 должна соответствовать, в том числе, ГОСТ 8267-93.
В заявке участник закупки предоставил по позиции 32 "Щебень вид 1", в том числе, следующие сведения "Наименьший размер зерен фракции щебня 5 мм", "Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм 100% по массе".
При этом, в соответствии с примечанием 1 таблицы 1 ГОСТ 8267-93 полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм дополнительно определяется только для наименьшего размера зерен фракции щебня 3 мм.
При указанном частником значении "Наименьший размер зерен фракции щебня" - "5 мм", значение показателя "Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм" не определяется.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в случае использования "или", "/", ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя без использования слов/знаков "или", "/", ";". Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать значения соответствующих характеристик товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя. Показатели, установленные для не выбранных участником альтернативных значений, участник вправе не указывать, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п.
Таким образом, указав значение показателя "Наименьший размер зерен фракции щебня" - "5 мм" и конкретное значение показателя "Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм", участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе.
1.2) В Приложении N 7 к Техническому заданию аукционной документации по позиции 33 "Щебень вид 2" установлены, в том числе, следующие требования: "Наименьший размер зерен фракции щебня 10 или 5 или 3 мм" (показатель N 471), "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм более 96 не более 100 % по массе" (показатель N 248). Также, в соответствии с п. 3 "Требования к техническим характеристикам работ" раздела 2 части III аукционной документации, Позиция Щебень вид 2 в приложении N7 должна соответствовать, в том числе, ГОСТ 8267-93.
В заявке участник закупки предоставил по позиции 33 "Щебень вид 2", в том числе, следующие сведения "Наименьший размер зерен фракции щебня 5 мм", "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм 100% по массе".
При этом, в соответствии с примечанием 1 таблицы 1 ГОСТ 8267-93 полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм дополнительно определяется только для наименьшего размера зерен фракции щебня 3 мм.
При указанном частником значении "Наименьший размер зерен фракции щебня" - "5 мм", значение показателя "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм" не определяется.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в случае использования "или", "/", ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя без использования слов/знаков "или", "/", ";". Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать значения соответствующих характеристик товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя. Показатели, установленные для не выбранных участником альтернативных значений, участник вправе не указывать, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п.
Таким образом, указав значение показателя "Наименьший размер зерен фракции щебня" - "5 мм" и конкретное значение показателя "Полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм", участник закупки предоставил информацию, несоответствующую требованиям документации об электронном аукционе".
Анализ аукционной документации показал, что требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 7 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 32 "Щебень вид 2" Приложения N 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм более 95 не более 100 % по массе. Наименьший размер зерен фракции щебня 5 или 3 или 10 мм". В соответствии с требованиями Технического задания данный товар должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером 9 показал, что участником закупки представлены характеристики товара, который планирует использовать участник закупки при выполнении работ, в том числе к товару по позиции 32 "Щебень вид 2" участником закупки указано: "Наименьший размер зерен фракции щебня 5 мм. Полный остаток щебня из горных пород на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм 100 % по массе".
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм, св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм, св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где и - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Таблица 1
|
|
|
|
|
Диаметр отверстий контрольных сит, мм |
d |
0,5(d+D) |
D |
1,25D |
Полные остатки на ситах, % по массе |
От 90 до 100 |
От 30 до 60 |
До 10 |
До 0,5 |
Примечания
1 Для щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1,25 мм), полный остаток на которых должен быть от 95% до 100%.
2 По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготавливать щебень и гравий с полным остатком на сите 0,5(d+D) от 30% до 80% по массе. |
Изучив положения вышеуказанного государственного стандарта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что из Таблицы 1 ГОСТ 8267-93 ( в том числе из примечания к данной таблице) не следует, что полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм дополнительно определяется только для наименьшего размера зерен фракции щебня 3 мм.
Доказательств, свидетельствующих о том, что полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1,25 мм не определяется для наименьшего размера зерен фракции щебня 5 мм, Заказчик не представил на заседание Комиссии УФАС.
В том числе, в инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "в случае использования "или", "/", ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" не стоит знак ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя без использования слов/знаков "или", "/", ";"; в случае использования "и/или" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно или несколько значений показателя без использования слов/знаков "и/или", "или", "/"; в случае использования ";" (в случаях, когда перед вариативными значениями, разделенными знаком ";" стоит знак ":") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать только первое из альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", или несколько альтернативных значений показателя, разделенных знаком ";", включая первое из альтернативных значений показателя без использования знака ";". Выбрав одно или несколько из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать значения соответствующих характеристик товара именно для выбранного(-ых) значения(-й) показателя. Показатели, установленные для не выбранных участником альтернативных значений, участник вправе не указывать, либо вместо значения такого показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "не определяется", "не нормируется", "Х" и т.п".
Таким образом, из прямого толкования данной формулировки можно сделать вывод о том, что участник закупки вправе сам решать, указывать ему в составе заявки показатели, установленные для невыбранных альтернативных значений или нет.
Изучив документацию о закупке, рассмотрев заявку Заявителя, протокол рассмотрения заявок на участие в рассматриваемой закупке, принимая во внимание доводы, изложенные в жалобе, пояснения сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 7 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 34 "Щебень строительный" Приложения N 7 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Наименьший размер зерен фракции более 5 мм. Наибольший размер зерен фракции не более 40 мм". В соответствии с требованиями Технического задания данный товар должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
В соответствии с п 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, в государственном стандарте четко определены диапазонные значения основных фракций щебня и гравия. При этом, ГОСТ 8267-93 не нормирует такие показатели как "Наименьший размер зерен фракции" или "Наибольший размер зерен фракции".
Следовательно, Заказчик при описании требований к товарам использовал нестандартные показатели, что является нарушением п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнион" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 марта 2017 г. N 44-668/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2017