Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2017 г. N 44-693/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУК "Централизованная библиотечная система Курортного района" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ООО "СК "Эверест" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4251-ЭП/17 от 27.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту здания СПб ГБУК "ЦБС Курортного района" по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Комарово, ул. 3-я Дачная, д. 8 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.02.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, извещение N 0172200000617000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 309 532,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положения Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении Заказчиком по ряду товаров требований к их показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Анализ документации об аукционе показал, что требования к товарам, необходимым для выполнения работ, являющихся объектом закупки установлены Заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 10 "Мастика клеящая каучуковая" Заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию установлены, в том числе, следующие требования: "Максимальное содержание летучих компонентов: не более 50 % по массе. Содержание хлоропренового каучука в составе мастики: не более 20 и более 13 %". В соответствии с требованиями технического задания данный товар должен соответствовать ГОСТ 24064-80.
В соответствии с п. 4.8. ГОСТ 24064-80 "Мастики клеящие каучуковые. Технические условия" сущность метода определения содержания летучих компонентов заключается в нагревании навески мастики при заданной температуре до постоянной массы. Содержание летучих компонентов определяют по ГОСТ 17537-72, при этом мастику массой около 1 г наносят на пластинку размерами 50х50 мм. Испытания проводят при температуре 1105 °С.
К товару по позиции 47 " Растворитель лакокрасочных материалов" Заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию установлены, в том числе, следующие требования: "Кислотное число: не более 0,07 мг KOH/г. Массовая доля воды по Фишеру: не более 0,7 %". В соответствии с требованиями технического задания данный товар должен соответствовать ГОСТ 7827-74.
В соответствии с п. 3.3. ГОСТ 7827-74 "Растворители марок Р-4, Р-4А, Р-5, Р-5А, Р-12 для лакокрасочных материалов. Технические условия" массовую долю воды по Фишеру определяют по ГОСТ 14870-77 методом электрометрического титрования, способ 2. В качестве растворителя применяют метанол, пиридин или метилцеллозольв. При определении воды в карбонильных соединениях в качестве растворителя применяют пиридин. Допускаемые расхождения двух параллельных определений, проводимых одним исполнителем, - 10% и разными исполнителями - 15% относительно средней арифметической величины. Допускается определять содержание воды методом визуального титрования по ГОСТ 14870-77, способ 3, при этом навеску испытуемого растворителя берут в количестве 1,00-2,00 г.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию в составе заявки показателей товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства нарушает положения ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС, а также не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки и не позволили Заявителю принять участие в данном аукционе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 96, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Эверест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 ( п.1 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 марта 2017 г. N 44-693/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017