Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-705/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО N 75 (далее - Заказчик):
ООО "ИнфраХит Монтаж" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4712-ЭП/17 от 01.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300002917000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 986 232,70 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Разделе 2 документации о закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Заявитель обжалует следующие положения инструкции:
1) В случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями товара должно указываться в интервальном (диапазон значений, интервал значений) значении (температура эксплуатации товара, возраст потребителя товара, размер фракции сыпучего товара (за исключением щебня)) участник закупки указывает минимально возможное конкретное "минимальное значение - _" и/или максимально возможное конкретное "максимальное значение - _" из возможных значений диапазона (интервала) технической характеристики товара предлагаемого участником для выполнения работ (оказания услуг) (кроме случаев применения заказчиком слов "с", "свыше", "по").
2) Использование союзов "либо", "или", символа "/" применяется при описании объекта закупки для того, чтобы не ограничивать рынок товаров, которые могут использоваться при выполнении работ. При указании сведений с использованием (применением) заказчиком данных символов и слов при описании характеристик товара, участник должен определить (выбрать) один из показателей или одну характеристику товара (за исключением указания марки битума).
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на отсутствие в инструкции перечня показателей, которые в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями товара должны указываться в интервальном (диапазон значений, интервал значений) значении.
Вместе с тем, положение инструкции о порядке предоставления показателей в виде диапазона значений содержит закрытый перечень показателей, которые должны быть представлены в первой части заявки в виде диапазона: температура эксплуатации товара, возраст потребителя товара, размер фракции сыпучего товара (за исключением щебня).
Заявитель указал на установление в Приложении N 1 к Техническому заданию показателей, не установленных в перечне показателей, которые должны быть представлены в виде диапазона, при этом такие показатели в соответствии с государственными стандартами не могут быть выражены единственным числовым значением.
Например: п. 3 "Эмаль тип 3": Теоретический расход эмали на один слой должен быть: не менее 100 г/м2 _. не более 200 г/м2; п. 5 "Спортивный комплекс тип 1": Снаряд должен быть для людей в возрасте "не менее" 14 лет; п. 50 "Асфальтобетонные смеси тип 1": температура смеси при отгрузке и глубине проникания иглы в битум при 25 °С, с 6,1 мм по 9 мм должна быть "не более" 155 гр. С.
Вместе с тем, согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "При установлении заказчиком максимального или минимального значения, в случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями не может быть выражен одним численным значением, в случаях когда заказчиком используется слова и знаки: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, , более, выше, больше, позже, старше, позднее, >, не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, ниже, менее, меньше, ранее, раньше, младше, до, <, указанные в кавычках ("_", "_"), участник закупки указывает минимальное значение (содержащее слова и знаки: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от,
, более, выше, больше, позже, старше, позднее, >) или максимальное значение (содержащее слова и знаки: не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, ниже, менее, меньше, ранее, раньше, младше, до, <) из возможных значений диапазона (интервала) показателя товара, установленных в документации об электронном аукционе и соответствующие выбору участника.".
Таким образом, согласно инструкции требования к конкретным показателям товаров, установленные Заказчиком с использованием слов "не более", "от" в кавычках, участник закупки в первой части заявки предоставляет показатели с использованием таких слов (например, п. 50 Приложения N 1 к Техническому заданию).
Согласно инструкции Заказчиком также установлено следующее: "В случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями товара должно указываться в интервальном (диапазон значений, интервал значений) значении (температура эксплуатации товара, возраст потребителя товара, размер фракции сыпучего товара (за исключением щебня)) участник закупки указывает минимально возможное конкретное "минимальное значение - _" и/или максимально возможное конкретное "максимальное значение - _" из возможных значений диапазона (интервала) технической характеристики товара предлагаемого участником для выполнения работ (оказания услуг) (кроме случаев применения заказчиком слов "с", "свыше", "по").".
Таким образом, показатели возраста потребителей также предоставляются участником закупки в виде диапазона значений (например, п. 5 Приложения N 1 к Техническому заданию).
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "в случаях когда заказчиком используется обозначение "_" (троеточие) с сочетанием слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, ,более, выше, больше, позже, старше, позднее, >, не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, ниже, менее, меньше, ранее, раньше, младше, до, <, такие значения показателей не подлежат изменению, и участник закупки предоставляет сведения точно соответствующие требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.".
Таким образом, показатели, установленные Заказчиком с использованием слов "не менее", "не более" и знака "..." (например, п. 3 Приложения N 1 к Техническому заданию) предоставляются участником закупки без изменения.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению в части показателей фракции щебня.
Например, согласно п. 17 "Щебень тип 5" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Фракция щебня должна быть свыше 20 мм по 40 мм.".
Согласно инструкции Заказчиком установлено, что фракции щебня являются исключением из порядка заполнения показателей, которые предоставляются в первой части заявки в виде диапазона значений.
Комиссия УФАС установила, что инструкция содержит следующий порядок заполнения: "В случае установления требований к значениям показателей товаров, содержащих слова "с", "свыше", "по" такие значения показателей не подлежат изменению, и участник закупки предоставляет сведения точно соответствующие требованиям Документации.".
Таким образом, согласно инструкции показатели фракций щебня должны быть указаны в первой части заявки на участие в аукционе в неизменном виде.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Использование союзов "либо", "или", символа "/" применяется при описании объекта закупки для того, чтобы не ограничивать рынок товаров, которые могут использоваться при выполнении работ. При указании сведений с использованием (применением) заказчиком данных символов и слов при описании характеристик товара, участник должен определить (выбрать) один из показателей или одну характеристику товара (за исключением указания марки битума).".
Согласно п. 71 "Битум тип 2" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Битумы должны быть: марки СГ 40/70 или СГ70/130 или МГ 40/70 или МГ 70/130.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что согласно вышеуказанному положению инструкции участники закупки предоставляют одно из значений показателя, которые установлены Заказчиком с использованием слов "или", "либо" и/или символа "/", кроме случаев, когда требование с использованием данных слов и/или символа установлено Заказчиком в отношении марок битума. Следовательно, в соответствии с инструкцией, в случае если марки битума установлены Заказчиком с использованием слов "или", "либо" и/или символа "/", участник закупки предоставляет несколько значений показателя.
Вместе с тем, согласно доводам Заказчика участник закупки должен выбрать марку битума, так как требования к маркам битума установлены через союз "или", что противоречит инструкции по заполнению.
Согласно инструкции Заказчиком также установлено следующее: "Требования для символа "/" не распространяются на единицы измерения показателей параметров и обозначение дробей (долей), а так же при использовании данного символа в названиях показателей товаров.".
Таким образом, в соответствии с инструкцией наименование марок битума, указанные через знак "/".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит однозначный порядок заполнения показателей марок битума, так как согласно инструкции участник должен указать несколько марок битума, при этом согласно пояснениям Заказчика участник должен выбрать марку битума из указанных в п. 71 Приложения N 1 к Техническому заданию.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке противоречивой инструкции по заполнению первой части заявки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнфраХит Монтаж" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 с. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-705/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017