Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-706/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей МА МО Аптекарский остров (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Изумруд" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4713-ЭП/17 от 01.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по санитарной рубки зеленых насаждений по адресам: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.55, д.69, д.42 Ул. Академика Павлова, д.14, д.16, ул. Чапыгина, д.5, ул. Литераторов, д.15, Ординарная ул., д.5, д.20, д.21, ул. Бармалеева, д.33, ул. Плуталова, д.22 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300005817000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 900 264,07 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки и установление нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Закона о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 1 "Поковки" Таблицы N 1 Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Класс точности Т1 или Т или Т3", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 7505-89 "Поковки стальные штампованные. Допуски, припуски и кузнечные напуски" (пп. 3.2.3 п. 3.2 Части II документации о закупке).
Согласно п. 2.4 ГОСТ 7505-89 допуски, припуски и кузнечные напуски устанавливаются в зависимости от конструктивных характеристик поковки, приведенных в табл.1, и определяются исходя из шероховатости обработанной поверхности детали, изготовляемой из поковки, а также в зависимости от величины размеров и массы поковки. Для 1-го класса точности Т1 допуски устанавливаются на те функциональные поверхности, которые не подвергаются окончательной обработке.
Таблица 1
|
|
|
Конструктивная характеристика поковки
|
Обозначение и определение конструктивных характеристик |
Примечание |
1. Класс точности |
Т1 - 1-й класс
Т4 - 4-й " |
Определяется по приложению 1 (табл.19) |
Таким образом, ГОСТ 7505-89, требование о соответствии которому установлено Заказчиком в документации о закупке, не содержит класс точности "Т".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе в части установления в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Согласно п. 2 "Гвозди строительные" Таблицы N 2 Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Условный диаметр стержня не более 2 мм. Отклонение от соосности головки относительно стержня менее 0,4 мм.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры"; ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" (пп. 3.2.3 п. 3.2 Части II документации о закупке).
Согласно п. 1.5 ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия" отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более:
0,1 мм |
- для гвоздей диаметром стержня до 1,2 мм включ.; |
|||||||||
0,2 мм |
" |
" |
" |
" |
св. 1,2 до 1,8 мм включ.; |
|||||
0,3 мм |
" |
" |
" |
" |
" |
1,8 |
" |
3,0 |
" |
" |
0,5 мм |
" |
" |
" |
" |
" |
3,0 |
" |
4,0 |
" |
" |
0,7 мм |
" |
" |
" |
" |
" |
4,0 |
мм |
Таким образом, согласно п. 1.5 ГОСТ 283-75, например, для гвоздей с диаметром стержня 1,8 мм отклонение от соосности головки относительно стержня составляет не более 0,2 мм, при этом согласно требованиям документации о закупке участник закупки вправе указать в первой части заявки значение показателя отклонения от соосности головки гвоздя, например, 0.3 мм.
Следовательно, согласно требованиям документации о закупке участник вправе указать значение, соответствующее документации, но не соответствующее ГОСТ 283-75.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 "Болты с гайками и шайбами" Таблицы N 2 Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Внешний диаметр опорной поверхности не более 28,19 мм", в также установлено требование о соответствии товаров ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В"; ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия"; ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры"; ИСО 225 "Изделия крепежные. Болты, винты, шпильки и гайки. Символы и обозначения размеров" (пп. 3.2.3 п. 3.2 Части II документации о закупке).
Комиссия УФАС установила, что Приложение N 2 к Техническому заданию не позволяет определить, к какому из товаров (болты, гайки или шайбы) Заказчиком установлено требование "внешний диаметр опорной поверхности".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 "Земля", 2 "Смесь торфо-песчанная" Таблицы N 3 Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товарам: "Интервал кислотности менее 6,5 и более 5,3 pH. Объёмная кислотность более 4,4 и менее 4,8 pH".
Буквенное обозначение "pH" установлено Заказчиком в столбце Таблицы N 3 Приложения N 2 к техническому заданию "ед. измерения".
В соответствии с п. 14 положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879, обозначения единиц величин помещаются за числовыми значениями величин в одной строке с ними (без переноса на следующую строку).
Комиссия УФАС установила, что постановление Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" не содержит единицу измерения "pH".
Согласно пояснениям Заказчика буквенное обозначение показателей кислотности установлено Заказчиком в столбце "ед. измерения" с целью недопущения дублирования наименования показателя.
Таким образом, Заказчиком в столбце "ед. измерения" установлено буквенное обозначение показателя, которое не является единицей измерения показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товару.
Согласно п. 2 "Смесь торфо-песчанная" Таблицы N 3 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Полный остаток на сите 0,63 мм менее 12 и более 10,5 % по массе.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 8735-88 (пп. 1 п. 2.2 Части III документации о закупке).
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что полный остаток на сите не является показателем товара. Данный параметр является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава.
Например, согласно п. 6.1 ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний".
Согласно ГОСТ 8735-88 испытания проводят по результатам просеивания и определяют частные остатки и полные остатки на каждом сите по формулам. Проведенные испытания и расчет частных остатков и полных остатков на ситах не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Согласно разделам ГОСТов установлено, что относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристиках объекта закупки.
Кроме того, предусмотренные ГОСТами испытания по определению полных остатков на ситах осуществляются на определенные партии товара. Причем, в паспортах на качество товара сведения о проведенных испытаниях по определению частных остатков и полных остатков на ситах заводами-изготовителями не указываются.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки показателей, которые определяются по результатам проведения испытаний, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок показателей, определяемых путем проведения испытаний, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивых сведений о сроке возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 27 Части III документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Денежные средства возвращаются исполнителю при условии надлежащего выполнения им всех своих обязательств по контракту в течение десяти банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования соответствующего исполнителя.".
Согласно п. 6.14 Раздела 4 "Проект муниципального контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "В случае если способом обеспечения исполнения своих обязательств по контракту Подрядчик выбирает внесение денежных средств, то денежные средства возвращаются Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту, в течение двадцати рабочих дней с момента подписания акта приемки выполненных Работ (форма КС-2).".
Таким образом, положение проекта контракта о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, противоречит положению п. 27 Части III документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Изумруд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 27 ст. 34, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-706/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017