Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-708/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО поселок Металлострой (далее - Заказчик):
ООО "ПиК" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4611-ЭП/17 от 01.03.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту дорог, расположенных в пределах границ муниципального образования, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга: ул. Пионерская (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300010317000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 160 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.02.2017 N0172300010317000003-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Основание отклонения - п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп. 2 п. 5.4 Документации.
Обоснование решения - В нарушение требований инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, представленная участником закупки в заявке информация, предусмотренная ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, не соответствует требованиям документации о таком аукционе.
1) Так, в заявке участника по позиции 1 "Асфальтобетонная смесь тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию по показателю "Содержание щебня в асфальтобетонной смеси" в части указания "свыше 50 до 60%".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Содержание щебня в асфальтобетонной смеси должно быть свыше 50 до 60%".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "- Если в требуемом значении параметра показатель или характеристика приведены с указанием предлога "до", то данный предлог указывает, что крайнее значение входит в возможный предел для предложения участника, кроме параметров которые является показатели влажности, параметры звукопоглощения, в них данный предлог означает значение, которое не входит в диапазон требований заказчика.
- Если требуемые значения параметра содержат символы и словосочетания:
"более", "больше", "выше", "свыше", ">","должен (-на, -но) превышать" - то указанные значения участником должны быть больше указанных значений, установленных в техническом задании и (или) сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ;".
Таким образом, участником представлена информация не соответствующая требованиям аукционной документации, поскольку представлено неконкретное значение показателя.
2) по позиции 2 "Доски тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию:
- по показателю "Толщина" в части указания "не <32 не > 40 мм".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Толщина должна быть не <32 не > 40 мм".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Показатели, значения которых обозначены диапазоном с использованием словосочетаний и знаков: "_- ... ", "должен быть _ - ...", "от ... и до", "от _ до _", "не менее _ не более _", "может быть _ - _" должны быть указаны с конкретным значением показателя, находящегося внутри диапазона значений, при этом крайние значения всегда входят в возможный допустимый диапазон.".
Таким образом, участником представлена информация не соответствующая требованиям аукционной документации, поскольку представлено неконкретное значение показателя.
- по показателю "Предельное отклонение по длине в сторону увеличения" в части указания "не > 50 мм".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Предельное отклонение по длине в сторону увеличения не должно быть > 50 мм".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение, без применения слов "не более" и/или "не менее"".
Таким образом, участником представлена информация не соответствующая требованиям аукционной документации, поскольку представлено неконкретное значение показателя.
3) по позиции 4 "Щебень тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию по показателю "Содержание глины в комках" в части указания "не > 0,25 % по массе".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Содержание глины в комках не должно быть > 0,25 % по массе".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение, без применения слов "не более" и/или "не менее".
Таким образом, участником представлена информация не соответствующая требованиям аукционной документации, поскольку представлено неконкретное значение показателя.
4) по позиции 4 "Доски тип 2" Приложения N 2 к Техническому заданию по показателю "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине в сторону уменьшения" в части указания "не меньше минус 1,0 мм".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине в сторону уменьшения должны быть не меньше минус 1,0 мм".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки: "Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение, без применения слов "не более" и/или "не менее".
Таким образом, участником представлена информация не соответствующая требованиям аукционной документации, поскольку представлено неконкретное значение показателя.".
Доводы Заказчика об идентичности порядка заполнения показателей со словами "более", "менее", "не более", "не менее" порядку заполнения показателей с использованием слов "не меньше" или символов ">", "<" признан Комиссией УФАС несостоятельным.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно п. 1 "Асфальтобетонная смесь тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Содержание щебня в асфальтобетонной смеси должно быть свыше 50 до 60%.".
Согласно п. 2 "Доски тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Толщина должна быть не <32 не > 40 мм. Предельное отклонение по длине в сторону увеличения не должно быть > 50 мм".
Согласно п. 4 "Щебень тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Содержание глины в комках не должно быть> 0,25 % по массе.".
Согласно п. 16 "Доски тип 2" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине в сторону уменьшения должны быть не меньше минус 1,0 мм.".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении вышеуказанных показателей Заявителем в первой части заявки представлены значения показателей без изменения с использованием слов, сопровождающих показатель, установленных в документации о закупке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Инструкция содержит следующий порядок заполнения показателей, установленных Заказчиком с использованием слов "свыше" или "до", или "должно быть": "Если требуемые значения параметра содержат символы и словосочетания: "более", "больше", "выше", "свыше", ">","должен (-на, -но) превышать" - то указанные значения участником должны быть больше указанных значений, установленных в техническом задании и (или) сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ; "приблизительно", "около", "примерно", "возможно", "допустимо", "недопустимо", "невозможно", "может быть", "не может быть", "должен быть", "не должен быть" и их производные - участнику не должен употреблять в составе своей заявки данных слов, так как они напрямую указывают на неконкретное значение предлагаемого параметра. Если в требуемом значении параметра показатель или характеристика приведены с указанием предлога "до", то данный предлог указывает, что крайнее значение входит в возможный предел для предложения участника, кроме параметров которые является показатели влажности, параметры звукопоглощения, в них данный предлог означает значение, которое не входит в диапазон требований заказчика. При этом участнику необходимо указать значение показателя с предлогом "до" для всех показателей, имеющих данный предлог.".
Также в инструкции установлен следующий порядок заполнения: "Если требуемые заказчиком значения указаны с использованием "св _ до_" или требования относятся к модулю крупности и фракции товара/материала, то требуемые значения являются неизменными и указываются вместе с определяющими данное значение словами и частями слов.".
Комиссия УФАС установила, что инструкция содержит порядок заполнения показателей, которые установлены Заказчиком со словом "свыше" или с предлогом "до", или со словами производными от "должен быть", при этом аукционная документация не содержит порядок заполнения показателей, установленных Заказчиком с одновременным использованием "должно быть свыше...до...".
Комиссия УФАС установила, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит порядок заполнения показателей с использованием следующих слов и символов: "должна быть не <... не > ...", "не должно быть >...", "должно быть >...", "не должно быть >...", "должны быть не меньше...".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна включать в себя инструкцию по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, требования к которым установлены Заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки на участие в аукционе требованиям документации о закупке.
При отсутствии в инструкции по заполнению порядка заполнения оспариваемых показателей у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПиК" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-708/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017