Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 февраля 2017 г. N 39/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителя от заказчика: Новиковой О.А., доверенность N 38 от 17.02.2017;
в отсутствии представителя от заявителя,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Матвеевой Анастасии Владимировны на действия аукционной комиссии - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0261100000117000004),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалоба индивидуального предпринимателя Матвеевой Анастасии Владимировны (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0261100000117000004) (далее - аукцион).
В поступившей жалобе Заявитель говорит, что поданная им заявка на участие в электронном аукционе (извещение N 0261100000117000004) при рассмотрении вторых частей заявок, признана аукционной комиссией несоответствующей требованием, установленным частью 2 раздела 12 документацией по основанию части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, непредоставление документа, подтверждающего соответствие участника требованиям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С данным отклонением ИП Матвеева А.В. не согласна, считает, что требование пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе относится к участнику закупки - юридическим лицам, а индивидуальный предприниматель Матвеева А.В. относится к физическим лицам.
Индивидуальный предприниматель на заседание комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель заказчика (аукционной комиссии) на заседание комиссии признал допущенную ошибку, с доводами заявителя согласен.
В силу пункта 3.32 Административного регламента, рассмотрение дела откладывалось на 28.02.2017 14:30.
После перерыва Комиссия Сахалинского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителя заказчика (аукционной комиссии), проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
01.02.2017 12:02 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0261100000117000004).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.02.2017 N 0261100000117000004-1 подано 5 (пять) заявок.
Заявка индивидуального предпринимателя Матвеевой А.В. на участие в электронном аукционе подана под порядковым номером 1.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.02.2017 N 0261100000117000004-3 всем участникам отказано в допуске. В качестве обоснования принятого решения указано: "Вторая часть заявки не соответствуют требованиям части 2 раздела 12 Документации об аукционе и части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Непредставление документа, подтверждающего соответствие участника требованиям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 раздела 12 аукционной документации указаны требования к декларации о соответствии участника электронного аукциона, а именно:
1) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
2) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
3) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
4) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
4.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
6) принадлежность к субъекту малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Данные требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участникам электронного аукциона в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе также установлены в разделе 23 аукционной документации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование:
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям установленным документацией о таком аукционе, в случаи:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 7 вышеназванной статьи указано, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи не допускается.
Изучив заявку индивидуального предпринимателя поданной на участие в электронном аукционе, Комиссия контрольного органа приходит к следующему выводу.
Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц за незаконную передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
В примечаниях статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Тем не менее, санкция статьи 19.28 КоАП РФ не предусматривает ответственность должностного лица, в связи с чем, относить индивидуального предпринимателя к юридическому лицу у комиссии не было оснований.
Исходя из вышесказанного, Комиссия контрольного органа признает жалобу обоснованной, аукционную комиссию, нарушившей положения пункта 7.1 части 1 статьи 31, частей 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Сахалинского УФАС России установлены следующие нарушения.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 названного Закона.
Исходя из положений части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информация, указанная в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержаться в документации об этом аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества, в соответствии со статьями 28 - 30 данного Закона, предоставляются при осуществлении закупок: - учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы; - организациям инвалидов; - субъектам малого предпринимательства; - социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с действующим функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона о контрактной системе), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.
Как следует из материалов дела, учреждение в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе в разделе "Преимущества" указало: не установлено, в разделе "Ограничения": участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Статья 30 Закона о контрактной системе, допускающая установление ограничения для участников закупок в виде возможности участия в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, одновременно фактически предоставляет преимущества указанным субъектам.
С учетом взаимосвязанного толкования вышеизложенных норм права Комиссия пришла к выводу о том, что действия Заказчика, не указавшего о наличии преимуществ у участников аукциона в извещении и документации об аукционе, не соответствует положениям статьи 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией контрольного органа установлено, что ни в извещение о проведении электронного аукциона, ни в пункте 22 аукционной документации, преимущества предоставляемые заказчиком не указаны.
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 4 статьи 42, пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком 01.02.2017 в 12:02 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0261100000117000004).
В извещении о проведении данной закупки дата и время начала подачи заявок - 31.01.2017 21:52.
В части 7 документации об электронном аукционе указано, что дата и время начала подачи заявок: "31 января 2017 года в ____ часов ____ минут.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок.
Таким образом, сроки, указанные в единой информационной системе, не соответствует аукционной документации и извещению о проведении электронного аукциона, следовательно, заказчик нарушил сроки размещения. Вместе с тем, в извещении о проведении данной закупки, а также в части 7 документации об электронном аукционе не указано время начала подачи заявок, что является нарушением пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик нарушил пункты 4,6 статьи 42, пункт 5 часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, а аукционная комиссия признается нарушившей требования пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Матвеевой Анастасии Владимировны на аукционной комиссии Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0261100000117000004) - обоснованной.
2. Заказчика - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области признать нарушившим требования пунктов 4, 6 статьи 42, пункт 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Аукционную комиссию Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области признать нарушившим требования пункта 7.1 части 1 статьи 31, части 6, 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пунктах 2, 3 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии О.О. Щур
Н. А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 28 февраля 2017 г. N 39/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.03.2017