Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 марта 2017 г. N 45/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - Тихенького О.Л.-руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
членов комиссии:
Пахомовой Ю.А. - начальника отдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А.-специалиста-экспертаотдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей:
заявителя - не явился, извещен,
заказчика - Денина В.В., доверенность N 45 от 14.11.2016,
уполномоченного органа - Рыжаковой Н.Л., доверенность от 16.11.2016, Кольга Н.И. доверенность от 16.11.2016,
рассмотрев жалобу ООО "Профит плюс" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области, заказчика - Областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области", о нарушении положений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона по объекту:"Выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N 0161200003717000004),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Профит плюс" (далее - заявитель, общество) на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области, заказчика - Областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области" при проведении вышеназванного электронного аукциона.
В жалобе заявитель требует приостановить подписание контракта в связи грубыми нарушениями Закона о контрактной системе, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, привлечь заказчика и должностных лиц заказчика к административной ответственности согласно КоАП РФ, провести внеплановую проверку действий закупочной комиссии, считает, что аукционная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и признаками ограничения конкуренции, при этом указывает следующее.
1. Заказчиком нарушен п. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, поскольку закупка размещена без связи с планом-графиком, то есть без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане-графике и выделения лимита финансирования. Считает, что данное нарушение влечет привлечение должностных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заказчиком в нарушение Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации", ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не указаны нормы ГОСТ для материалов, при этом не указана причина невозможности использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал.
3. В силу п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчиком в нарушение указанных норм в пунктах технического задания указаны товарные знаки без сопровождения словами или эквивалент": 1. Вентилятор Канал-ВЕНТ, 2. Хомут Канал-МК, 3. Регулятор оборотов Propeller-01. Данные наименования являются торговыми марками компании ВЕЗА. Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в соответствии с ч. 14.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Утверждение документации, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен, просит признать ее необоснованной, при этом позиция заказчика исходит из следующего.
1. Согласно ч.1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы- графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В силу ч. 11 ст.21 Закона о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о контрактной системе, а закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
24 января 2017 года заказчиком был опубликован план-график закупок на 2017 год (уникальный номер 2017086120000260010001).
В состав указанного плана-графика закупок включена закупка на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" с начальной (максимальной) ценой контракта 67 622,894 тысяч рублей.
На основании плана-графика закупок 06.02.2017 размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" (извещение N 0161200003717000004).
Таким образом, опубликованное в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0161200003717000004 на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске" было предусмотрено планом-графиком, утверждённым и опубликованным Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Согласно с ч.2 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с указанной выше нормой у заказчика отсутствует обязанность делать конкретные ссылки на ГОСТ, СНиП и т.д., которые использовались при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии. В данной норме закона содержится указание на необходимость использования соответствующих показателей, требований, условных обозначений и терминологии при составлении описания объекта закупки, т.е. указания показателей, требований, условных обозначений и терминологии в отношении товаров, работ, услуг которые не противоречат действующим ГОСТ, СНиП и т.д.
При этом заказчик при составлении описания объекта закупки должен включить в аукционную документацию обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений терминологии в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.
Поскольку заказчиком при составлении описания данного объекта закупки не использовались иные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то аукционная документация не содержит указанного обоснования.
Кроме того, в соответствии с аукционной документации (раздел "Требования к качеству и безопасности строительных работ") все работы по данному объекту необходимо выполнять с соблюдением СП 48.13330.2011 "Организация строительства", а также с соблюдением СП 60.13330.2012.
Указанный СП 60.13330.2012 является сводом правил по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха (Актуализированная редакция СНиП 41-01- 2003), утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 N279.
Настоящий свод правил устанавливает минимально необходимые требования к системам внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования для обеспечения комплексной безопасности зданий согласно Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, описание объекта закупки осуществлялось с использованием СП 60.13330.2012, что соответствует п.2 ч.1 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом электронного аукциона является выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске", при выполнении которых будет использоваться конкретное вентиляционное оборудование, поскольку данным аукционном предполагается дозакупка уже имеющегося у заказчика вентиляционного оборудования и существует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемого вентиляционного оборудования с оборудованием, закупленным заказчиком.
Вместе с тем, аукционная документация содержит информацию о том, что необходимо присоединение воздуховодов и вентиляционного оборудования к ранее смонтированным (закупленным) вентиляционным системам (п.7 Пояснительной записки, ч.2 Технического задания).
Включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" не требуется, в связи с тем, что установка вентиляционного оборудования будет осуществляться к уже установленным (ранее закупленным) вентиляционным системам и применение оборудования с другими товарными знаками приведет к несовместимости товаров и, как следствие, отсутствию функционирования вентиляции в целом.
Представители уполномоченного органа считают доводы жалобы необоснованными, при этом указывают на следующее.
1. Извещение о проведении закупки размещено 06.02.2017 на основании плана-графика закупок.
2. Включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" не требуется, поскольку аукционная документация содержит информацию о том, что необходимо присоединение воздуховодов и вентиляционного оборудования к ранее смонтированным (закупленным) вентиляционным системам (п. 7 Пояснительной записки, ч. 2 технического задания). Таким образом, установка вентиляционного оборудования будет осуществляться к уже установленным (ранее закупленным) вентиляционным системам и применение оборудования с другими товарными знаками приведет к несовместимости товаров, и как следствие, отсутствию функционирования вентиляции в целом.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа, проанализировав информацию, размещенную заказчиком и уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N 0161200003717000004).
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 622 894 руб. 00 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 01.03.2017 в 10 час. 00 мин.
До окончания срока подачи заявок поступило пять заявок.
1. Рассмотрев первый довод жалобы, Комиссия контрольного органа пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Части 11, 12 ст. 21 Закона о контрактной системе предусматривают, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Как установлено Комиссией контрольного органа 24.01.2017 заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещен план-график на 2017 год, уникальный номер плана закупок, на основании которого сформирован план-график: 2017086120000260010001.
Информация о спорной закупке имеется в плане-графике, идентификационный номер данной закупки согласно плану-графику - 172650127994065010100100640014322414.
Таким образом, довод заявителя жалобы о размещении закупки без связи с планом-графиком, то есть без предварительного размещения информации о планируемой закупке в плане графике и выделении лимита финансирования, не нашел своего документального подтверждения и опровергается информацией, размещенной в Единой информационной систем в сфере закупок товаров, работ, услуг. Следовательно, признается Комиссией контрольного органа необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
2.Относительно второго доводы жалобы, Комиссия контрольного органа пришла к следующим выводам.
Федеральным законом от 05.04.2016 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации" (статья 26) внесены изменения в ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно, пункт 2. названной статьи 33 Закона о контрактной системе изложен следующим образом: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональныххарактеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
Комиссией контрольного органа установлено, что в разделе аукционной документации "Требования к качеству и безопасности строительных работ" заказчиком установлено, что все работы по данному объекту необходимо выполнять с соблюдением СП 48.13330.2011 "Организация строительства", а также с соблюдением СП 60.13330.2012.
Указанный СП 60.13330.2012 является сводом правил по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха (Актуализированная редакция СНиП 41-01- 2003), утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ от 30.06.2012 N279.
Настоящий свод правил устанавливает минимально необходимые требования к системам внутреннего теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования для обеспечения комплексной безопасности зданий согласно Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, описание объекта закупки осуществлялось заказчиком с использованием СП 60.13330.2012, что соответствует положениям п.2 ч.1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации", ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод признается Комиссией необоснованным.
Относительно третьего доводы жалобы, Комиссия контрольного органа установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией контрольного органа, предметом электронного аукциона является выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске", при выполнении которых будет использоваться конкретное вентиляционное оборудование, поскольку данным аукционом заказчиком производитсядозакупка уже имеющегося у него вентиляционного оборудования. Таким образом, необходимо обеспечить взаимодействие закупаемого вентиляционного оборудования с оборудованием, закупленным заказчиком.
В составе аукционной документации имеется пояснительная записка, которая содержит информацию о том, что необходимо присоединение воздуховодов и вентиляционного оборудования к ранее смонтированным (закупленным) вентиляционным системам (п.7 Пояснительной записки, ч.2 Технического задания).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" не требуется, в связи с тем, что установка вентиляционного оборудования будет осуществляться к уже установленным (ранее закупленным) вентиляционным системам и применение оборудования с другими товарными знаками приведет к несовместимости товаров и, как следствие, отсутствию функционирования вентиляции в целом.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы в этой части Комиссия находит необоснованными.
Статьей 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определённых, установленных этим законом, ограничений. Следовательно, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должно пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
За нарушение норм Закона о контрактной системе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Поскольку Комиссией контрольного органа в действиях заказчика и уполномоченного органа не выявлены нарушения Закона о контрактной системе, следовательно, ответственность в соответствии с нормами Кодекса Российской федерации об административных правонарушений не может быть наложена.
Кроме того, проанализировав представленные заказчиком заявки на участие в аукционе, Комиссия пришла к выводу, что доводы жалобы относительно ограничения заказчиком принципа конкуренции не нашли своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Сахалинской области, заказчика - Областного казенного учреждения "Дирекция по реализации программ строительства Сахалинской области"при проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение дополнительных строительно-монтажных работ по вентиляции по объекту "Перинатальный центр ГБУЗ "Сахалинская областная больница в г. Южно-Сахалинске"" (извещение N 0161200003717000004) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 марта 2017 г. N 45/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017