Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2017 г. N 2-57-1755/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России: Л.В. Жижнова,
ООО "РусТендеры": О.Л. Лымарева,
рассмотрев жалобы ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов (Закупки NN 0373100122417000001, 0373100122417000002, 0373100122417000003, 0373100122417000004, 0373100122417000005, 0373100122417000006, 0373100122417000007, 0373100122417000008, 0373100122417000009, 0373100122417000010, 0373100122417000011) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.02.2017 N МГ/7845 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документациях об электронных аукционах в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в аукционных документациях установлены требования, которые не предусмотрены Законом о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в аукционных документациях установлено:
А. -п.26 Информационной карты: "Победитель электронного аукциона, или иной участник электронного аукциона, с которым заключается Договор, признается уклонившимся от заключения Договора в случае, если в сроки, предусмотренные Законодательством, он не направил Заказчику проект Договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона, или иного участника электронного аукциона, с которым заключается Договор, или направил протокол разногласий, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, или не исполнил требования, предусмотренные 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а также раздела 5.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены Договора на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены Договора)".
Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ст.70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Б. -п.28 Информационной карты: "Возможность одностороннего отказа от исполнения Договора. Установлена в соответствии с положениями частей 8 - 26 ст. 95 44-ФЗ от 05.04.2013 г., а также раздела 11.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и проектом договора документации об электронном аукционе".
Ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон.
В. -п.29 Информационной карты: "Условия отстранения участника от участия в электронном аукционе. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч.3 и 5, ст.66 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и п.2.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Министерства обороны РФ, в соответствии с требованиями ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Единая комиссия отстраняет такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения".
Ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Г. -п.17 Информационной карты: "Размер обеспечения исполнения Договора, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения Договора" указывает "В течение указанного срока участник закупки, осуществляемой Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обязан предоставить Заказчику оригинал банковской гарантии, обеспечивающей исполнение договора. Передача оригинала банковской гарантии Заказчику производится уполномоченным представителем участника закупки, имеющим доверенность на совершение действий от имени юридического лица, по Акту приема-передачи".
Ст.70 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционных документациях установлены положения, не предусмотренные нормами Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь за собой ограничения количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) По мнению Заявителя, в разделе 2 аукционных документаций установлены требования в нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп.б п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в Разделе 2 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" установлено: "Участник электронного аукциона в своей заявке должен указать количество поставляемого товара. Не указание количества предлагаемого к поставке товара является основанием для отклонения заявки участника закупки".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление требования о необходимости указания количества поставляемого товара нарушает ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3) По мнения Заявителя, в п.12.3.3 проекта контракта установлены требования, которые нарушают положения Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе установлены случаи изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон.
Заказчиком в п.12.3.3 проекта контракта установлено: "Изменение существенных условий Договора при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в следующих случаях: в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования п.12.3.3 проекта контракта установлены в нарушение ч.1 ст.95 Закона о контрактной.
4) По мнению Заявителя, требования в п.30 Информационной карты аукционных документаций установлены в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ст.70 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Заказчиком в п.30 Информационной карты аукционных документаций установлено: "Для корректного расчета стоимости каждой позиции спецификации, Заказчиком будет производиться округление цены за каждую единицу Товара на доли копейки в сторону уменьшения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком будет производиться округление цены за каждую единицу товара на доли копейки в сторону уменьшения, при этом общая предлагаемая цена останется неизменной.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом установленные требования нарушают законные права и интересы Заявителя, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части указанного довода жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
5) По мнению Заявителя, в п.9.1.2 проекта контракта установлены требования в нарушение п.6 Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее-Постановление Правительства).
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в , установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее-Постановление Правительства).
Согласно п.6 Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Заказчиком в п.9.1.2 проекта контракта установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Договором, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором и фактически исполненных Поставщиком и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования п.9.1.2 проекта контракта установлены в соответствии с п.6 Постановления Правительства, при этом размер пени установлен конкретно, что позволяет участникам закупки определить условия, на которых заключается государственный контракт.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
6) По мнению Заявителя, в аукционных документациях присутствуют разночтения в части сроков поставки товаров.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено: "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: один раз в год".
В разделе 1 Информационной карты аукционных документаций установлено: "Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг): в течение 14 (Четырнадцати) календарных дней со дня заключения договора".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поставка товара предусмотрена один раз в год, в течение 14 календарных дней со дня заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "РусТендеры" на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России обоснованными в части установления неправомерных требований в аукционных документациях.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.66, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. Филиал N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России
125167, г.Москва, ул. Планетная, 3/3
2. ООО "РусТендеры"
129343, г. Москва, пр-д Серебрякова, д.14
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1755/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
21.02.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 21.02.2017 по делу N 2-57-1755/77-17, по итогам рассмотрения жалоб ООО "РусТендеры" (далее - Заявитель) на действия Филиала N6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов (Закупки NN 0373100122417000001, 0373100122417000002, 0373100122417000003, 0373100122417000004, 0373100122417000005, 0373100122417000006, 0373100122417000007, 0373100122417000008, 0373100122417000009, 0373100122417000010, 0373100122417000011) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протоколы подведения итогов, Протоколы рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протоколы проведения Аукционов;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протоколов проведения Аукционов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционах, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционах.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционах в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения от 21.02.2017 по делу N 2-57-1755/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дату проведения Аукционов, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах и дате проведения Аукционов. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукционов и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукционов;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционах, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционах, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционах, дате и времени проведения Аукционов, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.02.2017 по делу N 2-57-1755/77-17.
6. Заказчику в срок до 05.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 февраля 2017 г. N 2-57-1755/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017