Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2017 г. N 2-57-1898/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей:
ФГБОУВО "РГУФКСМИТ": Д.О. Селяметова,
ООО "Агат": А.М. Минеева,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУВО РГУФКСМИТ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное обслуживание, эксплуатация и содержание зданий, сооружений и инженерных сетей университета (Закупка N 0373100076216000024) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.02.2017 N МГ/8642 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-п.2 "Автоматический выключатель": "Номинальный ток 25, 40 А; Диапазон номинальных поперечных сечений присоединяемых медных проводников в зависимости от номинального тока [от 1,5 до 6,0]; [от 4 до 16] мм2", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 50345-2010. В Приложении N1 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "косая черта (слэш)", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". В таблице 5 п.8.1.5.2 ГОСТ Р 50345-2010 "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока" указано, что номинальному току 25 А соответствует диапазон поперечных сечений 1,5_6 мм2, а номинальному току 40 А соответствует диапазон поперечных сечений 4_16 мм2;
-п.4 "Автоматический выключатель": "Номинальный ток 100, 125, 160 А", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 50345-2010 (МЭК 60898-1:2003) "Аппаратура малогабаритная электрическая. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Автоматические выключатели для переменного тока". Согласно ГОСТ Р 50345-2010 указано, что настоящий стандарт распространяется на воздушные автоматические выключатели для переменного тока для работы при частоте 50 или 60 Гц на номинальное напряжение (между фазами) не более 440 В, номинальный ток не более 125 А и номинальную отключающую способность не более 25000 А. При этом, указанный Заказчиком стандарт не регламентирует требования к автоматическим выключателям на номинальный ток 160 А.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
- п.5 "Выключатель": "Степень защиты IP44; IP54; IP55; Проникновение воды не защищенные от проникновения воды; брызгозащищенные; струезащищенные". Согласно ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками" указано, что степень защиты от проникновения воды обозначает вторая характеристическая цифра. Цифра "0" означает нет защиты от воды. Заказчик установил требования к степени защиты IP, в которых нет второй цифры, равной "0" (нулю). Однако, в параметре "Проникновение воды" установлено требование "не защищенные от проникновения воды".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.8 "Гвозди строительные": "Точность изготовления: Повышенная/нормальная", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" и ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия". Однако, вышеуказанные государственные стандарты не регламентируют параметр "Точность изготовления".
-п.23 "Кабель силовой": "Покрытие желтым цветом жилы заземления не менее 30 %; Покрытие зеленым цветом жилы заземления не менее 30 %". Согласно п. 5.2.1.10 ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия": изоляция жилы заземления (PE) должна быть двухцветной (зелено-желтой), при этом один из цветов должен покрывать не менее 30% и не более 70% поверхности изоляции, а другой - остальную часть.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.31 "Лента изолирующая": "Липкость (скорость расклеивания) до и после старения внешнего и внутреннего слоя не менее 65 мм/мин.; Марка 1 ПОЛ; 2 ПОЛ; 2 ППЛ". Согласно таблице 2 п.4.4.1 ГОСТ 2162-97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, липкость (скорость расклеивания) до и после старения внешнего и внутреннего слоя для марки 2 ППЛ составляет не более 65 мм/мин, а для остальных марок не более 100 мм/мин.
-п.35 "Линолеум поливинилхлоридный": "Степень повреждения по массе при горении < 20* %". В Приложении N1 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра". Таким образом, требования к товару с учетом инструкции по заполнению вводят участника закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.36 "Линолеум звукоизолирующий": "Показатель теплоусвоения Должен быть не менее 12 Вт/м2·К".Согласно таблице 2 ГОСТ 18108-80 "Линолеум поливинилхлоридный на теплозвукоизолирующей подоснове. Технические условия" показатель теплоусвоения не более 12 Вт/м2·К.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.40 "Олифа оксоль": "Марка должна быть В, ПВ; Применяемое масло должно быть льняное; конопляное, подсолнечное; соевое; рыжиковое". В Приложении N1 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой"". Согласно п.2.2 ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия" для производства олифы оксоль используются следующие виды сырья: для олифы оксоль марки В: масло льняное техническое по; масло конопляное для технических целей; для олифы оксоль марки ПВ: масло рыжиковое (техническое); масло виноградное техническое; масла растительные, непригодные к непосредственному употреблению в пищу или для промпереработки на пищевые продукты по санитарным показателям или кислотному числу; масло подсолнечное с кислотным числом не более 15 мг КОН/г; масло соевое ; масло сафлоровое; масло кукурузное нерафинированное. Таким образом, исключительно масло "конопляное, подсолнечное" соответствует требованиям ГОСТ 190-78 для марок олифы В, ПВ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.50 "Проволока стальная": "Диаметр От 4,0 до 10,00 мм. Покрытие Есть; Нет. Масса проволоки в мотке или на катушке 0,3 кг". В таблице 4 ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" указана минимальная масса проволоки в мотке или на катушке. Для требуемых Заказчику диаметров масса проволоки без покрытия составляет не менее 30 кг, масса проволоки оцинкованной не менее 10 кг.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.55 "Раствор известковый": установлены различные значения по идентичному параметру "Марка по морозостойкости должна быть более F25; Марка по морозостойкости не менее F100".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.58 "Розетки штепсельные открытой установки": "Номинальный ток должен быть 16 А. Количество мест 1,2. Высота Должна быть 66 мм. Ширина должна быть
66 мм. Масса должна быть < 70 г. Исполнение должны быть с заземляющим контактом, защитными шторками и боковым выводом заземления". В Приложении N1 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". В жалобе Заявителя указано, что в соответствии с данными производителей розетки выпускаются со стандартными размерами гнезд для вилок, и согласно этим данным двухместная розетка не может иметь одновременно ширину и высоту
66 мм, за счет размещения двух гнезд длина одной из сторон увеличивается в два раза. Таким образом, размеры, требуемые заказчиком соответствуют исключительно для одноместных розеток, а также не возможно представить двухместные розетки требуемой массы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.73 "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные": "Конец схватывания вяжущего не более 10 час". К товару предъявлены требования ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" и ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия", однако данные государственные стандарты не регламентирует параметр "Конец схватывания вяжущего".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.89 "Трубы стальные водогазопроводные": "Наружный диаметр Должен быть [165,0] мм. Условный проход Должен быть [100] мм". Согласно таблице 1 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, для труб с условным проходом 100 мм соответствует наружный диаметр 114 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.102 "Шурупы с полукруглой головкой": "Диаметр резьбы 6 или 8 мм. Глубина крестообразного шлица 4,6 мм". Согласно таблице 1 ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры" длина крестообразного шлица шурупа с диаметром резьбы 6 мм составляет не более 3,2 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.99 "Шпатлевка": "Марка ХВ-004, НЦ-008, ПФ-002, МС-006. Растворители Р-4; 645; уайт- спирит; ксилол". В Приложении N1 размещена инструкция по заполнению заявки, согласно которой: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "косая черта (слэш)", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". Исходя из требований инструкции, участник должен указать все марки шпатлевки и один вид растворителя, что будет противоречить требованиям ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки. Технические условия", согласно которой определенной марке шпатлевки соответствует необходимая марка растворителя.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.83 "Трубы электротехнические гофрированные": "Наружный диаметр 15, От 20* до 32, 44, 50, 60, 75 мм". В жалобе Заявителя указано, что участнику не представляется возможным представить гофрированные трубы с наружным диаметром 15, 44, 60, 75 мм, поскольку данные размеры отсутствуют у производителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-п.20 "Держатель": "Конструктивное исполнение держателя [с защелкой]; [с защелкой и дюбелем с саморезом]. Номинальный диаметр закрепляемых труб держателем 40, 25, 16; 20 мм. Ширина основания держателя от 50 мм. Толщина держателя > 12,0 мм", что, по мнению Заявителя, является заведомо неисполнимыми требованиями.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
-установлены излишние требования к товарам, в частности по п.76 "Сталь листовая, оцинкованная: Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон; Толщина покрытия; Глубина сферической лунки; Величина зерна феррита".
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представил сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-в инструкции по заполнению заявки установлено: "В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам для выбранной марки/сорта/типа/вида и пр., каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется". В случае если требуемые значения по требуемым параметрам не применяются, исходя из выбранной марки/сорта/типа/вида и прочих характеристик, каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо указать "не применяется", либо указать "отсутствует"", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установлены требования к оформлению заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано 14 заявок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Агат" на действия ФГБОУВО "РГУФКСМИТ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
И.С. Максимов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГБОУВО "РГУФКСМИТ"
105122, г.Москва, б-р Сиреневый, д. 4
2. ООО "Агат"
142600, Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Бабушкина, д.2а, офис 32
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1898/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
28.02.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
на основании решения Комиссии от 28.02.2017 по делу N 2-57-1898/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУВО РГУФКСМИТ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на комплексное обслуживание, эксплуатация и содержание зданий, сооружений и инженерных сетей университета (Закупка N 0373100076216000024) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе и заключении государственного контракта не учитывать в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России (от 28.02.2017 по делу N 2-57-1898/77-17) неправомерные требования к товарам.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 28.02.2017 по делу N 2-57-1898/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или по электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
И.С. Максимов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2017 г. N 2-57-1898/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017