Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2017 г. N 2-57-1807/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги": Ястребова С.А.,
Департамент города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
АНО "Центр юридического мониторинга": Машава О.Б.,
рассмотрев жалобу АНО "Центр юридического мониторинга" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жидких противогололедных реагентов на основе хлористого кальция и натрия (ХКНж) для обеспечения зимнего содержания объектов улично-дорожной сети города Москвы в зимнем сезоне 2017-2018 гг. (Закупка N 0173200001417000004) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.02.2017 NМГ/8252 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлено требование п. 2.9 Технического задания аукционной документации, а именно: "до начала поставки Товара Поставщик должен передать по акту Заказчику 3 (три) контрольных образца Товара для проведения лабораторных испытаний с количеством материала в каждом образце: не менее 6 (шести) литров (для реагентов противогололедных жидких)", а также требование п. 2.17 Технического задания аукционной документации: "Поставщик приступает к поставке Товара только в случае подтверждения соответствия его свойств Техническим требованиям по результатам лабораторных испытаний контрольного образца Товара", что, по мнению, Заявителя, является неправомерным и вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность проведения Заказчиком экспертизы и лабораторных испытаний контрольных образцов, пробной партии товара до начала поставки, то есть, до начала исполнения поставщиком своих обязательств по контракту. При этом, в какие сроки и кем будут проводиться указанные лабораторные испытания в документации не определено. В документации также не регламентированы действия сторон при условии, что вышеуказанные лабораторные испытания не подтвердят надлежащее качество поставляемого товара и не указано, будет ли иметь поставщик возможность передать заказчику контрольные образцы еще раз.
Кроме того, статьей 4 проекта контракта установлено, что Заказчик в любом случае будет проводить экспертизу постановленного товара в соответствии с требованиями ст. 94 Закона о контрактной системы, своими силами или силами привлеченных экспертных организаций.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований Технического задания аукционной документации, пояснив, что данное положение является типовой формулировкой контракта.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанное требование технического задания о передаче поставщиком до начала поставки контрольных образцов поставляемой продукции без определения сроков испытаний и возможных условий несоответствия образцов не соответствует положениям Закона о контрактной системе, не направлено на защиту интересов заказчика, который в любом случае исполнит свою обязанность по проведению экспертизы поставляемой продукции на стадии исполнения контракта, а также получит все необходимые документы о качестве товара, выданные аккредитованными организациями.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии поставляемых товаров недействующим ГОСТ, так например, согласно части 5 Технического задания аукционной документации на упаковке товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов" и ГОСТ 31340-2007 "Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования", а упаковка и маркировка импортного Товара - международным стандартам упаковки. При этом, Заявитель указывает, что ГОСТ 31340-2007 заменен на ГОСТ 31340-2013.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об отсутствии возможности корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель в жалобе также указывает, что раздел 2 Технического задания содержит требование о предоставлении сертификата соответствия (декларации соответствия) Государственного стандарта Российской Федерации в отношении товара, который не включен в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, а именно: "Качество товара должно быть подтверждено: сертификатом соответствия Государственного стандарта Российской Федерации (декларацией о соответствии)", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку товары, предусмотренные Техническим заданием аукционной документации не включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления данного требования Технического задания вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам Заявителя, проект контракта в нарушение ст. 34 Закона о контрактной системе содержит условие о возврате поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только при условии возмещения поставщиком всех неустоек (штрафы, пени) и после направления письменного требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 9.3 проекта контракта установлено: "Денежные средства возвращаются Поставщику Заказчиком в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Поставщика по истечении срока действия данного обеспечения при условии надлежащего исполнения Поставщиком всех его обязательств по Контракту, а также всех обязательств Поставщика по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней), которые возникли из юридических фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по Контракту, но не ранее ___________________ (Указывается срок действия обеспечения исполнения контракта, предусмотренный настоящей статьей Контракта) Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Поставщиком в этом письменном требовании", что не соответствует положениям ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность включать в проект контракта условия осуществления указанного возврата, в том числе направление поставщиком письменного требования, исполнения поставщиком всех обязательств по возмещению убытков и уплате неустоек.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "Центр юридического мониторинга" на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" обоснованной в части установления неправомерных требований Технического задания о направлении поставщиком контрольных образцов товара до начала исполнения контракта, требований о предоставлении сертификатов соответствия товаров, а также в части установления в проекте контракта неправомерного условия о возврате поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии С.И. Казарин
И.С. Максимов
Исп. Казарин С.И.
(495) 784-75-05 (182)
|
|
1. ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги"
123007, г. Москва, 1-ая Магистральная ул., дом 23
2. Департамент города Москвы по конкурентной политике
105062, Москва, ул Макаренко, 4/1
3. АНО "Центр юридического мониторинга"
117546, город Москва, пр-д Харьковский, д. 2, оф. 3424
4. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-1807/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
27.02.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
на основании решения Комиссии от 27.02.2017 по делу N2-57-1807/77-17, по итогам рассмотрения жалобы АНО "Центр юридического мониторинга" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку жидких противогололедных реагентов на основе хлористого кальция и натрия (ХКНж) для обеспечения зимнего содержания объектов улично-дорожной сети города Москвы в зимнем сезоне 2017-2018 гг. (Закупка N 0173200001417000004) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 27.02.2017 по делу N2-57-1807/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 27.02.2017 по делу N2-57-1807/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 21.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: С.И. Казарин
И.С. Максимов
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 февраля 2017 г. N 2-57-1807/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017