Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2017 г. N 2-57-2038/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
Администрации городского округа Троицк: Логунова А.А.,
ООО "Центр сопровождения контрактов": Турбенева Д.С.,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории жилой застройки в городском округе Троицк (Закупка N 0148300006817000011) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/9091 от 28.02.2017 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- В п.2 "Олифа" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Тип 1 Условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 с диаметра сопла 4 мм при температуре (20,0_0,5) °С от 18* до 25* с; Кислотное число не более 8 мг КОН/г; Массовая доля нелетучих веществ от 54,5* до 55,5* %; Отстой по объему не более 1%; Время высыхания до степени 3, при температуре (20_2) °С не более 24 ч; Тип 2: Условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 от 26* до 32*; Плотность от 0,936* до 0,95* г/см3; Кислотное число не более 6 мг КОН/г; Массовая доля золы не более 0,3%; Время высыхания до степени 3, при температуре (20_2) °С не более 24 ч.
- В п.3 "Песок для строительных работ, рядовой" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание пылевидных и глинистых частиц до 5%.
- В п.4 "Растворитель" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Тип 1: Плотность при 20 °С не более 0,79 г/см3; Температура начала перегонки не выше 160 °С; 10% уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) перегоняется при температуре не выше 170 °С 90% уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) перегоняется при температуре не выше 195 °С До 200 °С перегоняется не менее 98%; Остаток в колбе не более 2%; Летучесть по ксилолу 3,0-4,5; Массовая доля ароматических углеводородов не более 16%; Массовая доля общей серы не более 0,025 %; Тип 2: Плотность при 20 °С от 0,86* до 0,87*; Массовая доля основного вещества не менее 99,6%; Окраска серной кислоты, номер образцовой шкалы не более 0,5; Температура вспышки не ниже 23 °С; Тип 3: Плотность при 20 °С 860-880; Пределы перегонки 90% (по объему) от начала кипения перегоняется в интервале температур °С 120-170; Летучесть по ксилолу не более 2; Массовая доля фенолов не более 0,02%; Массовая доля общей серы не более 0,15%.
- В п.8 "Смеси сухие" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Прочность при сжатии через 28 суток не менее 20 Мпа; Прочность сцепления при отрыве не менее 0,6 Мпа.
- В п.9 "Удобрения органоминеральное "Универсал" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля усвояемых фосфатов в пересчете на P205 не менее 25%; Массовая доля свободной кислоты в пересчете на Н3Р04 не более 1,5%; Массовая доля сульфатов в пересчете на серу от 8* до 10*; Массовая доля кальция в пересчете на СаО от12* до 17*%; Массовая доля Pb не более 20 Мг/кг; Массовая доля Cd не более 0,5 Мг/кг; Массовая доля Hg не более 0,2 Мг/кг; Массовая доля As не более 8 Мг/кг; Массовая доля Ni не более 20 Мг/кг.
- В п.10 "Цемент общестроительный" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Предел прочности при изгибе в возрасте 28 сут не менее 5,4 Мпа; Предел прочности при сжатии в возрасте 28 сут не менее 39,2 Мпа.
- В п.13 "Битумы нефтяные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Тип 1: Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С от 40 до 200*; Количество испарившегося разжижителя не менее 5%; Тип 2: Глубина проникновения иглы 0,1 мм при 25 °С от 91* до 130*; Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43 °С; Изменение температуры размягчения после прогрева не должна быть более 5°С; Глубина проникновения иглы 0,1 мм при 25 °С от 61* до 90*; Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 47 °С.
- В п.14 "Доски хвойных пород" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Ядровые пятна до 20*; Гниль до 10*; Обзол по длине и кромке не больше 10%.
- В п.15 "Земля растительная" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Состав (100%): Торф 10-15%; Песок 10-15%; Растительный слой должен быть 60%; Перегной 10-15%; Гранулометрический состав 30-35%; Органическое вещество от 4 до 25%; Подвижный калий (К2О) 100-400 мг/кг; Подвижный фосфор 100-400 мг/кг.
- В п.16 "Известь" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Активные CaO+MgO не менее 40%; Активный MgO не более 20%; Непогасившиеся зерна не более 20%.
- В п.18 "Канаты (тросы) стальные арматурные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Допустимое отклонение от номинального диаметра до +0,2* или до -0,4*.
- В п.19 "Мастика" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Гибкость при температуре (18_2) °С на стержне диаметром от 9* до 41* мм; Температура размягчения по методу "кольца и шара" не менее 55 не более 110 °С; Содержание волокнистого наполнителя от 12* до 15* % по массе.
- В п.24 "Эмульсии дорожные битумные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание вяжущего с эмульгатором от 50* до 70*; Условная вязкость при 20°С от 10* до 65*с; Устойчивость при хранении, через 7 суток, через 30 суток не более 0,5 % по массе; Глубина проникновения иглы, при 25°С и при 0°С не менее 20 0,1 мм; Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43 °С; Растяжимость при 25°С, при 0°С не менее 3,5 см.
- В п.27 "Щебень" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Тип 1: Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1%; Содержание глины в комках не более 0,5%; Содержание зерен слабых пород не более 15%; Тип 2: Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 1%; Содержание глины в комках не более 0,5%; Содержание зерен слабых пород не более 15%,
- В п.30 "Краски масляные" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля нелетучих веществ от 60* до 93*%; Условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 при температуре (20,0_0,5) °С от 60* до 180; Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С не менее 0,5 ч; Массовая доля летучего вещества не более 12%; Код ОКП 238850 и 231722.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, Заказчиком по п.2 "Олифа" установлены характеристики, такие как: Условная вязкость по вискозиметру типа В3-246 с диаметра сопла 4 мм при температуре (20,00,5) °С от 18* до 25* с и т.д., при этом, согласно ГОСТ 32389 "Олифы. Общие технические условия" условная вязкость при температуре (20,0
0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм определяется по ГОСТ 8420 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости", согласно которого п.3.2. Определение условной вязкости по вискозиметру типа ВЗ-246 (и ВЗ-4). Вискозиметр помещают в штатив и с помощью уровня устанавливают в горизонтальном положении. Под сопло вискозиметра ставят сосуд. Отверстие сопла закрывают пальцем, испытуемый материал наливают в вискозиметр с избытком, чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра. Наполняют вискозиметр медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха. Избыток материала и образовавшиеся пузырьки воздуха удаляют при помощи стеклянной пластинки или алюминиевого диска, сдвигаемых по верхнему краю воронки в горизонтальном направлении таким образом, чтобы не образовалось воздушной прослойки. Открывают отверстие сопла и одновременно с появлением испытуемого материала из сопла включают секундомер. В момент первого прерывания струи испытуемого материала секундомер останавливают и отсчитывают время истечения.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- п. "Гвозди":
-Условный диаметр стержня должен быть 3 или 4 мм,
-Длина гвоздя должна быть не менее 70 мм, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 4028 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" для диаметра "3" длина должна быть 70 или 80 мм, а для диаметра "4" 100 или 120 мм, что позволяет участникам закупки указать требование которое соответствует требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 4028.
- п. "Брусчатка Бетонная прямая":
-Длина 200 мм,
-Масса плиты не более 3,6 кг, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 17608-91 "Брусчатка Бетонная прямая" в соответствие с которым нет ни одной плиты с длиной 200 мм и массой плиты менее или равной 3,6 кг, поскольку масса для плит с длиной 200 мм и шириной 100 мм в соответствие ГОСТ 17608-91 составляет 6,86 кг, что позволяет участникам закупки указать требование которое соответствует требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 17608-91.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены положения инструкции по заполнения заявки, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а именно: п. "Лента крепления" - Класс один из: А, Б, В, Г, Д, что по мнению Заявителя может вводить участников, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "Если в Приложении N1 указано, что тип, марка, сорт и т.п. должны быть "один из", "одна из", участнику необходимо выбрать одну из предложенных типов, марок, сортов и т.п. вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", -участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", знак "/" -участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз, что не дает однозначного понимания потребности Заказчика и может вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товаров ГОСТ 8045 и ГОСТ Р 52373, поскольку данные государственные стандарты признаны утратившими силу много лет назад, а также Заявитель ссылается на письмо Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2016 г. N Д28и-3517 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которого в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При этом, в письме от 16 декабря 2016 г. N Д28и-3517 указано следующее: "Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных нормативных документов, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия Администрации городского округа Троицк обоснованной в части неправомерного установления требований к используемым при выполнении работ товарам по , а также положений инструкции по заполнению.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.С. Спирякова
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
|
|
1. Администрация городского округа Троицк 142190, г. Москва, Троицк г, ул. Юбилейная, д. 3
2. ООО "Центр сопровождения контрактов" 117105, Москва, ш. Варшавское д.1, стр. 1-2, комн. 30
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ" 119180, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-2038/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
03.03.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
на основании решения Комиссии от 03.03.2017 по делу N2-57-2038/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия Администрации городского округа Троицк (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории жилой застройки в городском округе Троицк (Закупка N 0148300006817000011) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к товарам, в том числе по п.2; п.3; п.4; п.8; п.9; п.10; п.13; п.14; п.15; п.16; п.19; п.24; п.27; п.30; п. "Гвозди"; п. "Брусчатка Бетонная прямая", а также положения инструкции по заполнению заявки "Если в Приложении N1 указано, что тип, марка, сорт и т.п. должны быть "один из", "одна из", участнику необходимо выбрать одну из предложенных типов, марок, сортов и т.п. вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией", в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 03.03.2017 по делу N2-57-2038/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 03.03.2017 по делу N2-57-2038/77-17.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.03.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
А.С. Спирякова
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2017 г. N 2-57-2038/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017