Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2017 г. N 2-57-2059/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя Аппарата СД МО Отрадное: И.В. Арищенкова,
в отсутствие представителей ООО "Тендерлекс", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/9214 от 28.02.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Тендерлекс" (далее - Заявитель) на действия Аппарата СД МО Отрадное (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению конкурентных процедур (Закупка N0173300002817000001) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/9214 от 28.02.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок по показателям критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок предусматривает порядок оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Показатели критерия:
N п/п |
Наименование показателя |
Максимальная оценка в баллах по показателю |
Коэффициент значимости показателя |
Значимость показателя |
Максимальная оценка с учетом значимости показателя в баллах |
1.1 |
Методология оказания услуг (C1i) |
100 |
0,3 |
30% |
30 |
1.2 |
Инструментарий, используемый в ходе оказания услуг (C2i) |
100 |
0,2 |
20% |
20 |
1.3 |
Качество оказания услуг (C3i) |
100 |
0,5 |
50% |
50 |
Показатель 1.1: "Методология оказания услуг (C1i)"
Баллы по показателю 1.1 выставляются следующим образом:
Оценка по настоящему показателю будет производиться членами конкурсной комиссии на основании предложений участника конкурса, представленных по Форме N 5 Приложения N 2 к конкурсной документации и содержащие условия исполнения договора.
Будет оцениваться количество предложенных участником закупки методов.
Оцениваемый метод должен содержать все нижеперечисленные пункты:
1) Наименование метода;
2) Описание метода;
3) Практическая значимость (возможность применения результатов на практике) и рациональность метода применительно к предмету открытого конкурса;
4) Описание того, каким образом предложенный метод способствует улучшению процесса оказания услуг.
Показатель 1.2: Инструментарий, используемый в ходе оказания услуг (C2i)
Баллы по показателю 1.2 выставляются следующим образом:
Оценка по настоящему показателю будет производиться членами конкурсной комиссии на основании предложений участника конкурса, представленных согласно требованиям конкурсной документации и содержащие условия исполнения контракта.
Предложение по инструментарию, используемому в ходе оказания услуг, должно содержать перечень используемых в ходе оказания услуг инструментариев, соответствующих положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (к инструментарию могут относиться нормативные акты, типовые документы, программное обеспечение).
Будет оцениваться количество предложенных участником закупки инструментариев.
Оцениваемый инструментарий должен содержать все нижеперечисленные пункты:
1) Наименование каждого предложенного участником закупки инструментария;
2) Рациональность и результативность инструментария, направленные на повышение качества;
3) Обоснование повышения качества услуг в результате использования инструментария при оказании услуг.
Показатель 1.3: Качество оказания услуг (C3i)
Баллы по показателю 1.3 выставляются следующим образом:
Оценка по настоящему показателю будет производиться членами конкурсной комиссии на основании предложений участника конкурса, представленных согласно требованиям конкурсной документации и содержащие условия исполнения контракта.
Оценка по данному показателю производится для каждой заявки отдельно следующим образом:
100 баллов при наличии в оцениваемой заявке проработанных предложений участника закупки по всем следующим пунктам:
- по описанию применяемых при оказании услуг ресурсов;
- по реализации контроля качества оказываемых услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика;
- по организации системы взаимодействия между заказчиком и Специализированной организацией;
65 баллов при отсутствии в оцениваемой заявке участника закупки проработанных предложений по 1 из следующих пунктов:
- по описанию применяемых при оказании услуг ресурсов;
- по реализации контроля качества оказываемых услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика;
- по организации системы взаимодействия между заказчиком и Специализированной организацией;
35 баллов при отсутствии в оцениваемой заявке участника закупки проработанных предложений по 2 из следующих пунктов:
- по описанию применяемых при оказании услуг ресурсов;
- по реализации контроля качества оказываемых услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика;
- по организации системы взаимодействия между заказчиком и Специализированной организацией;
0 баллов при отсутствии в оцениваемой заявке проработанных предложений участника закупки по всем следующим пунктам:
- по описанию применяемых при оказании услуг ресурсов;
- по реализации контроля качества оказываемых услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика;
- по организации системы взаимодействия между заказчиком и Специализированной организацией.
Проработанным предложением считается предложение участника закупки, включающее в себя расширенное (детализированное) описание предложения по описанию применяемых при оказании услуг ресурсов, в том числе трудовых ресурсов с указанием должностей (при наличии) и описанием функциональных обязанностей в рамках оказания услуг по настоящему конкурсу, предложения по реализации контроля качества оказываемых услуг по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, которое должно содержать должность (при наличии) работника и описание его роли при реализации контроля качества оказываемых услуг, предложения по организации системы взаимодействия между заказчиком и Специализированной организацией (участник предлагает описание последовательности действий при оказании услуг по проведению конкурса и описание последовательности действий при оказании услуг по проведению аукциона).
Расширенным (детализированным) описанием предложения считается такое предложение, которое обозначено явным образом как конкретное предложение, дополняющее положения Технического задания и не противоречащее ему, и содержащее подробное описание предложения и его обоснование (описание и развернутую аргументацию, из которых ясно, чем оно полезно Заказчику и почему оно полезно, исходя из целей и задач Услуг).
Описание предложения не считается расширенным (детализированным) при отсутствии явным образом обозначенных предложений или наличии только необоснованных предложений или предложений, фактически не улучшающих (по сравнению с исходными условиями, описанными к конкурсной документации) условия исполнения договора".
По мнению Заявителя жалобы, конкурсная документация не содержит критерии определения понятий "практическая значимость", "рациональность применительно к предмету открытого конкурса", "каким образом предложенный метод способствует процессу улучшения услуг", "рациональность и результативность", "обоснование повышения качества услуг", а также "обозначено явным образом", "подробное описание", "развернутая аргументация" и других понятий, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку в конкурсной документации отсутствует критерий определения вышеуказанных понятий, в частности какое предложение будет являться "рациональным и результативным", а также чем в понимании Заказчика является "развернутая аргументация", что не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю, а также отсутствует инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
При этом, показатели критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п.11 Правил оценки и положений ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в своей жалобе также указывает на то, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки".
Комиссией Управления установлено, что порядок оценки конкурсных заявок предусматривает порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки":
"Баллы по показателю 2.2 выставляются следующим образом:
Оценивается наличие у участника открытого конкурса положительных отзывов (в том числе благодарственных писем, грамот), характеризующих успешный опыт оказания услуг специализированной организации по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг, а также членство участника конкурса в общественных объединениях на профессиональной основе (в сфере проведения закупок).
Информация о деловой репутации участника конкурса, считается подтвержденной при наличии в заявке нижеперечисленных документов:
- копии положительных отзывов (в том числе благодарственных писем, грамот), характеризующих успешный опыт оказания услуг специализированной организации по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении закупок товаров, работ, услуг, полученных по итогам оказанных услуг за 2013 - 2016 года.
- копии документов (свидетельств, протоколов и т.д.), подтверждающих членство в общественных объединениях на профессиональной основе (в сфере проведения закупок)".
Согласно доводам жалобы, требование о предоставлении копий документов, подтверждающих членство в общественных объединениях на профессиональной основе (в сфере проведения закупок) не указывает на более высокий уровень квалификации участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником будет предложено лучшее условие исполнения контракта. Кроме того, получение статуса участника общественных объединений требует временных и финансовых затрат.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить каким образом членство участников закупки в общественных объединениях отражает деловую репутацию компании и каким образом членство участника закупки в общественных объединениях в сфере закупок свидетельствует о том, что участником закупки предложено лучшее исполнение условий контракта. Кроме того, представитель Заказчика затруднился пояснить какое количество общественных объединений в сфере закупок действует на данный момент и какие преимущества имеют члены таких объединений перед другими участниками закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика установлена в нарушение положений ч.8 ст. 32 и п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, а также п.11 Правил оценки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Тендерлекс" на действия Аппарата СД МО Отрадное обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
1. Аппарат СД МО Отрадное
127562, Москва, ул. Каргопольская, д.14/корпус 2
2. ООО "Тендерлекс"
109443, Москва, ул. Юных Ленинцев,
д.83, к.3, кв.55
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2059/77-17 об устранении нарушении
Законодательства об осуществлении закупок
03.03.2017 Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
на основании решения Комиссии от 03.03.2017 по делу N2-57-2059/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Тендерлекс" (далее - Заявитель) на действия Аппарата СД МО Отрадное (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению конкурентных процедур (Закупка N0173300002817000001) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Конкурсной комиссии отменить Протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок, Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, разместить на Официальном сайте информацию об отмене указанных протоколов, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику:
- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения от 03.03.2017 по делу N2-57-2059/77-17, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на Официальном сайте соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем десять рабочих дней.
4. Заказчику, Конкурсной комиссии в срок до 17.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 марта 2017 г. N 2-57-2059/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017