Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 3 марта 2017 г. N 17/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
рассмотрев жалобу N 17/КС ИП (_) на действия муниципального заказчика - УКХТ Администрации г. Абакана при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат-Дачный массив "Сапогово" (закупка N 0180300000217000114) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 22.02.2017 года входящий N 1080 поступила жалоба ИП (_) на действия муниципального заказчика - Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана (далее - УКХТ Администрации г. Абакана) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" (закупка N 0180300000217000114).
В своей жалобе заявитель указывает, что в разделе 8 документации об аукционе - техническое задание на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" в г. Абакане в 2017 году в графе требуемый - для обслуживания подвижной состав указано, что требуются автобусы категории М3, класс 1, общей вместимостью не менее 37 человек. Год выпуска не ранее 2007 года. Это же требование указано ниже в "Требованиях к транспортным средствам": - категория М 3 класс I; - общая вместимость не менее 37 чел.; - год выпуска: не ранее 2007 года по всем маршрутам. Техническое задание - документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка.
Далее заявитель указывает, что описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным (п. 1 ч, 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Объект закупки описывается с учетом правил, установленных ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Объектом закупки в нашем случае является перевозка пассажиров по определенном маршруту, в течение определенного срока, с указанным объемом, по определенной цене.
Также заявитель считает, что требование организатора аукциона (Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана) при заключении муниципального контракта в обязательном порядке предоставить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, обеспечить работу на маршруте транспортного средства, государственный номер, год выпуска, класс и вместимость которого соответствуют государственному номеру и году выпуска транспортного средства, сведения о котором представлялись при заключении муниципального контракта, незаконным в силу следующих обстоятельств:
Статьей 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок определены требования к участникам закупки, среди поименованных требований отсутствует требование к средствам исполнения услуги.
Заявитель считает, что год выпуска транспортного средства к его техническим характеристикам отношения не имеет. В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального Закона N 196 - ФЗ "О безопасности дорожного движения" - "Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств". Как следует из ч. 4 ст. 18 этого же закона "Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг". В названном законе имеется ограничение, запрещение эксплуатации транспортных средств (ст. 19). В этой статье четко регламентированы условия запрещения, ограничений по сроку эксплуатации не имеется.
Единственное ограничение имеется в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2013 г. N 1177 (с послед, изм.) "Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами" отмечено, что п. 3 (требования п. 3 Правил, утвержденных постановлением, в части, касающейся требований к году выпуска автобуса, вступают в силу с 1 января 2017 г.) "Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении..."
Предприниматель считает, что действия Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана по необоснованному ограничению для участия в аукционе тех перевозчиков, у которых имеются в наличии технически исправные транспортные средства, прошедшие в установленном порядке технический осмотр, от участия в аукционе, вводя ограничения по году выпуска транспортного средства, приводят к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке оказания услуг по пассажирским перевозкам.
С учетом положений части 1 статьи 17 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном действующим законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам и правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.
Кроме того, заявитель полагает, незаконными и требование организатора аукциона при заключении муниципального контракта в обязательном порядке предоставить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью, обеспечить работу на маршруте транспортного средства, государственный номер, год выпуска, класс и вместимость которого соответствуют государственному номеру и году выпуска транспортного средства, сведения о котором представлялись при заключении муниципального контракта.
Незаконность этого требования заключается в необоснованном регулировании хозяйственной деятельности перевозчика, который берет на себя обязательство предоставить услугу в определенный период, в заданном объеме, по установленному маршруту. Указание на конкретный автобус, с конкретным номером, постоянное уведомление заказчика о такой замене возлагают на победителя торгов не обоснованные обязательства.
Податель жалобы считает, что нарушения со стороны организатора торгов создали неравные дискриминационные условия работы на рынке пассажирских перевозок, в связи с тем, что ограничены мои права на участие в аукционе годом выпуска транспортного средства, обязательным указанием на включение в контракт государственного номера транспортного средства.
Далее указывает, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определение от 23 июля 2012 г. N ВАС-9063/12, поддержал решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.08.2011, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2012 по делу N А71-5279/2011, в том что с учетом положений части 1 статьи 17 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 10.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" суды сделали вывод о том, что транспортные средства, независимо от срока их эксплуатации, прошедшие в установленном действующем законодательством порядке технический осмотр, техническое обслуживание (ремонт), могут использоваться для перевозки пассажиров наравне с новыми транспортными средствами, если по своим техническим характеристикам отвечают требованиям, нормам и правилам, предъявляемым к автотранспортным средствам действующим законодательством.
Заявитель просит: признать жалобу обоснованной, выдать Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана Предписание об устранении нарушений.
Присутствующий на рассмотрении индивидуальный предприниматель подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
28.02.2017 г. в адрес управления поступили документы и пояснения Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана из которых следует.
УКХТ Администрации г. Абакана не согласно с доводами жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Таким образом, указывает заказчик, что Федеральный закон N 220-ФЗ устанавливает право муниципального заказчика самостоятельно предъявлять требования к работам, связанным с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Год выпуска транспортного средства относится к эксплуатационной характеристике объекта закупки. Как определено Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. от 06.07.2015), транспортные средства, запрашиваемые Заказчиком, относится к автобусам средней длины до 12 м, учитываемым в четвертой группе со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно. То есть через 7 лет автобус может быть полностью списан. В документации аукциона данный срок увеличен до 10 лет.
Согласно ч. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Иными словами, срок полезного использования определяет период времени, в течении которого имущество признается пригодным для использования.
По мнению Заказчика, год выпуска автотранспортных средств напрямую влияет на качество оказания транспортных услуг. Устанавливая данное требование, Заказчик пытался минимизировать риски выхода из строя автотранспорта во время оказания транспортных услуг.
Требование Заказчика при заключении муниципального контракта предоставить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью также не противоречит Федеральному закону N 44- ФЗ и Федеральному закону N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия в муниципальном контракте информации о марке и государственном регистрационном номере, годе выпуска основного и резервного транспортных средств Заказчик лишен возможности исполнения своей обязанности по контролю за исполнением перевозчиком условий муниципального контракта.
Кроме того, аукционной документацией предусмотрена возможность замены основного транспортного средства, работающего на маршруте регулярных перевозок на постоянной основе, на транспортное средство соответствующего класса и вместимости, год выпуска которого соответствует требованиям, установленным техническим заданием, с подписанием обеими сторонами дополнительного соглашения.
Целью проведения электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 является отбор перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, укрепление транспортной дисциплины юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, удовлетворение потребностей населения в области пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Установление требований, установленных техническим заданием в равной степени распространяются на всех перевозчиков, нацелены на необходимость выполнения работ по перевозке пассажиров надлежащего качества и соблюдением требований к их безопасности.
Таким образом, требования аукционной документации направлены, в том числе, на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении регулярных пассажирских перевозок, не противоречат федеральному законодательству, в том числе, антимонопольному, а осуществление предпринимательской деятельности, поскольку не являются препятствием для участия в отборе перевозчиков, с которыми может заключаться договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в пояснениях и просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 17/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
20.02.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" (закупка N 0180300000217000114).
Начальная (максимальная) цена контракта 515 295,00 рублей.
Заказчиком электронного аукциона является УКХТ Администрации г. Абакана.
Уполномоченным органом - Комитет муниципальной экономики города Абакан.
Документация об аукционе утверждена начальником УКХТ Администрации г. Абакана (_)
До даты окончания подачи заявок поступило 4 заявки. Комиссией по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для нужд УКХТ Администрации города Абакана (далее - комиссия) проверены первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых работ (согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе). Комиссия приняла решение о допуске всех заявок участников закупки.
03.03.2017 г. состоялся аукцион, в котором принял участие один участник.
На момент рассмотрения жалобы рассмотрение второй части заявки участника не осуществлено.
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона о контрактные системы в сфере закупок, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В документации об аукционе такие требования установлены:
- лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек.
В подтверждение этих требований во второй части заявки участники аукциона должны предоставить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1. статьи 31 или копии этих документов (лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек), а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о Контрактной системе (подпункт 2 пункта 2.3 раздела 2 документации).
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Объект закупки N 0180300000217000114 - выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомо-бильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово".
В пункте 15 "Наименование и описание объекта закупки" информационной карты документации об аукционе указано, что выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" в 2017 году, в объёме, предусмотренном Техническим заданием (согласно Приложению N 1 к Контракту).
В разделе 8 "Техническое задание" документации об аукционе установлено следующее:
N Маршрута |
Наименование маршрута |
Кол-во автобусов |
Объем заказа (м/час) |
Городской Бюджет (руб) |
Требуемый для обслуживания подвижной состав |
|
Рабочие дни |
Выходные дни |
|||||
N 58 |
"Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" |
1 |
1 |
1561,5 |
515 295,00 |
Категория М 3 класс I, общая вместимость не менее 37 чел. Год выпуска не ранее 2007 года. |
Таким образом, в описании объекта закупки заказчик указывает: номер и наименование маршрута, количество автобусов, объем заказа, городской бюджет и требуемый для обслуживания подвижной состав, а именно:
- категория М 3 класс I.
- общая вместимость не менее 37 человек.
- год выпуска не ранее 2007 года.
При принятии решения Комиссия антимонопольного органа руководствовалась законодательными, нормативными правовыми актами, регулирующими перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в том числе нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Основным законом, определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон о безопасности дорожного движения).
Частью 1 статьи 20 Закона о безопасности дорожного движения установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В частности, указанной нормой предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей лишь обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Названный Закон не содержит обязанности для указанных выше субъектов использовать при осуществлении деятельности исключительно новые автотранспортные средства или автотранспортные средства, год выпуска которых составляет только от 1 до 3 лет, либо только от 3 до 5 лет, не предусмотрена обязанность и по обновлению парка подвижного состава. Главное требование закона, это обеспечить надлежащее техническое состояние транспортного средства, что относится и к автомобилю с годом выпуска до 1 года, и исключить возможность эксплуатации транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
Следовательно, требования, предъявляемые Законом о безопасности дорожного движения одинаковы как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеются транспортные средства с годом выпуска ранее 2007 г., так и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых имеются транспортные средства с годом выпуска не ранее 2007 г.
Таким образом, при соблюдении хозяйствующими субъектами обязанностей предусмотренных вышеназванной нормой, из закона не следует, что автотранспортное средство с годом выпуска не ранее 2007 г. более безопасно, чем автотранспортное средство с годом выпуска до 2007 г.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств, из пункта 1 которых следует, что настоящие Правила устанавливают порядок оказания услуг по проведению технического осмотра, включая оценку соответствия транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) обязательным требованиям безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств, проводимую в форме технического диагностирования, в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также за ее пределами.
В соответствии с пунктом 15 Правил проведения технического осмотра транспортных средств по завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме согласно приложению N 3, содержащей заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.
Таким образом, автотранспортное средство, год выпуска которого составляет ранее 2007 г. или не ранее 2007 г. и прошедшее процедуру технического диагностирования, по результатам которого выдается заключение о возможности эксплуатации транспортного средства не являются менее безопасными в том понимании, в котором требования безопасности предусмотрены Основными Положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
При вышеизложенных обстоятельствах, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что указанные требования к подвижному составу (в частности - год выпуска не ранее 2007 года) не относятся к описанию объекта закупки, которым является выполнение работ, в том числе, поскольку такой показатель невозможно отнести к функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристике объекта закупки.
Доводы заказчика о том, что именно год выпуска транспортного средства относится к эксплуатационной характеристике объекта закупки и напрямую влияет на качество оказания транспортных услуг, признается комиссией антимонопольного органа несостоятельным, прежде всего потому, что данный период не является сроком полезного использования транспортного средства, о котором в письменных пояснениях сообщает сам заказчик.
Кроме того, качество транспортного обслуживания населения предполагает множество характеристик, которые не могут быть определены исключительно годом выпуска транспортного средства.
Вместе с тем, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки имеются в техническом задании.
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что Постановлением Администрации города Абакана от 26.09.2016 N 1499 "Об утверждении мероприятий по развитию регулярных перевозок в границах города Абакана", иных документах не установлены требования к году выпуска транспортного средства, как влияющего на качество регулярных перевозок.
Таким образом требование к транспортному средству (год выпуска не ранее 2007 года) никак не влияет на качество выполняемой работы - осу-ществление регулярных пассажирских перевозок.
В разделе 8 "Информационная карта" документации об аукционе и в приложении 2 к контракту указано, что участники закупки при заключении муниципального контракта обязаны предоставить список транспортных средств (с указанием основного и резервного транспортного средства), предназначенных для обслуживания маршрута, с указанием марки и государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения его в качестве приложения к контракту и являющегося его неотъемлемой частью.
Устанавливая требование к победителю электронного аукциона заказчиком об указании государственного регистрационного номера транспортного средства, года выпуска не принято во внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункта 20 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Пунктом 22 Информационной карты установлено требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к его безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика: установлены в Разделе 8 документации электронного аукциона "Техническое задание".
В пункте 23 Информационной карты указано: Перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам - не установлено.
Однако, как указано выше участники закупки при заключении муниципального контракта обязаны предоставить ряд документов. При этом частью 6 статьи 66 закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
На основании изложенного следует, что в карте маршрута указывается транспортное средство, и выдается карта после заключения муниципального контракта.
При выходе транспортного средства из строя собственник транспортного средства обязан будет получить карту маршрута на другое транспортное средство.
Кроме того в соответствии с частью 4 статьи 11.33 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Частью 5 статьи 11.33 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также установлено, что использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц - двадцати тысяч рублей.
Таким образом, комиссия антимонопольного управления приходит к выводу, что требование об указании государственного регистрационного номера, года выпуска, для включения этой информации в качестве приложения к контракту, являющегося его неотъемлемой частью, является необоснованным и ведет к ограничению участников закупки.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ИП (_) в ходе рассмотрения жалобы нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 17/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, решено выдать предписание об устранении таких нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 15 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положениями пунктов 3.31, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 17/КС ИП (_) на действия муниципального заказчика - Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации г. Абакана (далее - УКХТ Администрации г. Абакана) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом общего пользования по городскому сезонному (дачному) маршруту N 58 "Учебно-производственный комбинат - Дачный массив "Сапогово" (закупка N 0180300000217000114) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - УКХТ Администрации г. Абакана нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Уполномоченному органу - КМЭ Администрации г.Абакана и муниципальному заказчику - УКХТ Администрации г. Абакана, а также Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 3 марта 2017 г. N 17/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2017