Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 февраля 2017 г. N 05-02/34Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., с участием:
от заказчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N4, заведующая Федорова И.П.,
от заявителя - ООО "Фабрика питания" (далее также - заявитель), направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Фабрика питания" на действия аукционной комиссии заказчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N4, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003) (далее - электронный аукцион, заказчик, аукционная комиссия заказчика) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Фабрика питания" на действия аукционной комиссии заказчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N4, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционной комиссией заказчика неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки - ООО "Фабрика питания", при этом в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "поставка продуктов питания" (N извещения 0371300010617000003) отсутствует обоснование принятого аукционной комиссией заказчика данного решения, предусмотренного пунктом 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Одним из доводов жалобы заявителя является также то, что документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком при описании объекта закупки указываются наименования производителей требуемых к поставке товаров (позиции 4,7 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме); для ряда позиций требуемых к поставке продуктов питания (например, позиция 6, позиция 57) отсутствует указание на "единицы количества поставляемого товара", по иным позициям (например, позиция N 43) сведения о количестве поставляемого товара указаны противоречивым образом.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад N4, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.02.2017 г., размещено извещение N 0371300010617000003 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания вместе с аукционной документацией.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с подпунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
(Для удобства рекомендуется использовать форму Приложения N 2 к ИК.)
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определено наименование требуемых к поставке товаров, функциональные характеристики (потребительские свойства), единицы измерения и их количество.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В приложении N1, являющемся частью проекта муниципального контракта, содержится спецификация требуемых к поставке продуктов питания, оформленная в виде таблицы, содержащая, в том числе, информацию о наименовании товаров и их количестве.
Из совокупности положений аукционной документации (раздел 2 "Описание объекта закупки" и приложение N1 к проекту договора следует, что заказчику в числе прочего требуются к поставке следующие продукты питания:
6. |
Творог |
ГОСТ Р52096. Без химических консервантов, искусственных ароматизаторов, пищевых добавок. Жирность не менее 9% Массовая доля белка не менее 16 % Массовая доля влаги не более 75% Внешний вид и консистенция мягкая рыхлая или рассыпчатая без ощущения частиц молочного белка. Вкус и запах чистый кисломолочный без постороннего привкуса и запаха. Цвет белый с кремовым оттенком, равномерный по всей массе. Срок хранения не менее 36 часов. |
кг |
60 |
34 |
Вафли |
Вафли с минимальным количеством пищевых ароматизаторов и красителей ГОСТ. Коробка не более 3 кг |
кг |
6 |
57 |
Яблоки |
Плоды созревшие, свежие, целые, здоровые, чистые, без посторонних запахов и привкусов, с плодоножкой или без нее*. Размер плода по наибольшему поперечному диаметру |
кг |
100 |
Участник закупки - ООО "Фабрика питания", в составе первой части своей заявки представил таблицу, содержащую сведения о конкретных показателях предлагаемых к поставке товаров, при этом по позиции 6 "творог", позиции 34 "вафли", позиции 57 "яблоки" в данной заявке отсутствует информация о количестве указанных продуктов питания, которые участник закупки готов поставить заказчику.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04 2013 г. N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В рамках заседания Комиссии представитель заказчика пояснил, что основанием отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме участнику закупки - ООО "Фабрика питания", послужило отсутствие в первой части его заявки сведений о количестве поставляемых продуктов питания по позиции 6 "творог", позиции 34 "вафли", позиции 57 "яблоки". Вместе с тем при формировании протокола аукционной комиссией заказчика ошибочно не зафиксированы указанные сведения (то есть основания отказа в допуске).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "поставка продуктов питания" (N извещения 0371300010617000003) (далее - протокол) участникам закупки под номера N1, N4 (один из которых - ООО "Фабрика питания"), отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме, однако, в данном протоколе отсутствует обоснование принятых аукционной комиссией заказчика решений, в том числе, указание положений аукционной документации, которым не соответствуют заявки (в том числе, участника закупки - ООО "Фабрика питания"), положения таких заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная комиссия заказчика правомерно отказала в допуске к участию в аукционе в электронной форме участнику закупки - ООО "Фабрика питания", поскольку первая часть заявки последнего не содержала информации о количестве поставляемых продуктов питания в частности творог (позиция 6), вафли (позиция 34), яблоки (позиция 57), однако, не отразив в протоколе обоснование принятых аукционной комиссией заказчика решения относительно отказа в допуске к участию в аукционе в электронной форме участникам закупки под номерами N1 и N4 (один из которых - ООО "Фабрика питания"), путем указания в нем положений аукционной документации, которым не соответствуют заявки, положений заявок, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией, допустила нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Исходя из положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме срок окончания подачи заявок на участие в аукционе 16.02.2017 в 09:00.
Жалоба ООО "Фабрика питания" подана в Ярославское УФАС России 20.02.2017 г. (вх. N 1841). В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает также на то, что документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком при описании объекта закупки указываются наименования производителей требуемых к поставке товаров (позиции N4, 6 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме) и для ряда позиций требуемых к поставке продуктов питания (например, позиция 6, позиция 57) отсутствует указание на "единицы количества поставляемого товара", по иным позициям (например, позиция N 43) сведения о количестве поставляемого товара указаны противоречивым образом.
Таким образом, поскольку жалоба ООО "Фабрика питания" подана после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, соответственно, рассмотрение данных доводов жалобы не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
По итогам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены нарушения пункта 2 статьи 42, пунктов 6 и 7 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 и 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В извещении о проведении аукциона в электронной форме заказчиком указана в числе прочего информация о наименовании требуемых к поставке товаров (продуктов питания) и их количестве. Неотъемлемым приложением к данному извещению является аукционная документация, прикрепленная к последнему.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определено наименование требуемых к поставке товаров, функциональные характеристики (потребительские свойства), единицы измерения и количество.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В приложении N1, являющемся частью проекта договора, содержится спецификация требуемых к поставке продуктов питания, оформленная в виде таблицы, содержащая, в том числе, информацию о наименовании товаров и их количестве.
Так, согласно тексту извещения о проведении аукциона в электронной форме заказчику, например, требуется поставить 10 кг мандарин, 19 штук соли и т.д.
При этом в документации об аукционе в электронной форме (раздел 2 "Описание объекта закупки" и приложение N 1 к проекту договора) для данных позиций товаров указано иное: мандарин - 20 кг (позиция 56), соль - 20 пачек (позиция 22) и т.д.
Из анализа вышеприведенных положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и являющегося частью данного извещения (его неотъемлемым приложением) аукционной документации (раздела 2 "Описание объекта закупки", проекта договора) следует, что заказчиком в извещении и аукционной документации описание объекта закупки (сведения о количестве товаров, являющихся предметом закупки) установлено противоречивым, необъективным образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки, поскольку в данном случае потенциальным участникам закупки, имеющим намерение принять участие в аукционе в электронной форме, не предоставляется возможным однозначно, четко определить количество требуемых заказчиком к поставке продуктов питания, что, соответственно, является нарушением пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме заказчиком определено наименование требуемых к поставке товаров, функциональные характеристики (потребительские свойства), единицы измерения и количество, в том числе, по позициям 4 и 7:.
4. |
Говядина тушеная |
Говядина тушенная: высший сорт, ГОСТ, Атрус, консистенция мяса - мясо сочное, не переваренное, запах и вкус - свойственные соответствующему тушеному мясу с пряностями, без постороннего запаха и вкуса, посторонних примесей не допускается. 325г |
банка |
15 |
7. |
Масло сливочное ГОСТ |
в/сорт, упакованное не более 0,180 - 0,170 кг. Боговарово. Масло из коровьего молока сливочное Не соленное. Цвет от белого до слабо-желтого однородный по всей массе. Срок годности не более 20 суток от даты выработки производителем Жирность 82,5%. Консистенция однородная, плотная. |
пач |
40 |
В ходе рассмотрения данной жалобы Комиссией была изучена информация, представленная на официальном сайте ЗАО "АТРУС" (http://www.atrus.su/), являющегося многопрофильным предприятием, в состав которого входит мясокомбинат, а также на официальном сайте агропромышленной группы "Боговарово" (https://bogovarovo.com/) - одного из интегрированных предприятий по производству, переработке и реализации молочной продукции по полному циклу от кормозаготовки и животноводства, до производства и реализации продукции (Боговаровский маслозавод специализируется на производстве сливочного масла под торговой маркой "Боговарово").
Соответственно, при описании продуктов питания (говядина тушеная и масло сливочное) заказчик фактически включил в аукционную документацию указания на производителя ("Атрус") и товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент" ("Боговарово"), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Пункт 2 части 1 статья 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из пункта 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Вместе с тем в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено требование о том, что вторая части заявки участников закупки должна содержать, в том числе, наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Таким образом, заказчиком при формировании и утверждении документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона не в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (без учета возможности участникам закупки не предоставлять указанные сведения в случае их отсутствия) что, соответственно, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены содержится в приложении N1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
Однако, в таблице приложения N1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона", отражающей информацию о полученных ценах, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет и к обоснованию цены не приложены документы, на основании которых выполнен расчет, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В данном случае заказчик не установил в извещении и документации об аукционе в электронной форме требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 и 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, тем самым допустил нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 и части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Неотъемлемым приложением к данному извещению является аукционная документация, прикрепленная к последнему.
В соответствии счастью 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Исходя из части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832) утвержден перечень отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме N0371300010617000003 не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом в пункте 7 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с перечнем отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832).
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме и документации об аукционе в электронной форме указаны противоречивые сведения о наличии/отсутствии ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832, что исключает возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки, и, соответственно, является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 5 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком предусмотрено, что обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере 5% от цены договора, что составляет 16526 (Шестнадцать тысяч пятьсот двадцать шесть рублей) 95 копеек
Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения договора определяется участником закупки, с которым заключается договора, самостоятельно.
Договор заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, участник закупки, с которым заключается договор, предоставляет обеспечение исполнения договора с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе исполнения договора поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения договора. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения договора.
В случае, если участником закупки, с которым заключается договор, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ об обеспечении исполнения договора к такому участнику не применяются.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 9.3 раздела 9 проекта договора заказчиком установлено, что Безотзывная банковская гарантия должна отвечать обязательным требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия не менее чем на 1 месяц.
В пункте 11.2 раздела 11 проекта договора заказчиком установлено, что настоящий договор действует до полного исполнения обязательств между сторонами.
Из анализа положений аукционной документации (проекта договора (пунктов 9.3 и 11.2) следует, что заказчик устанавливает срок действия банковской гарантии в зависимости от истечения срока действия договора, при этом окончание срока действия договора определяется событием - полным исполнением сторонами своих обязательств, которое, во-первых, может и не наступить, а, во-вторых, может наступить значительно позже установленного контрактом срока выполнения работ и оплаты.
Соответственно, потенциальному участнику закупки, имеющему намерение принять участие в данном аукционе, при изучении аукционной документацией, в том числе, проекта договора, не представляется возможным однозначно, четко установить срок действия обеспечения исполнения контракта, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии, который должен превышать срок действия договора (в свою очередь поставленного в зависимость от исполнения сторонами всех обязательств, которое может не произойти или произойти значительно позже установленного контрактом срока поставки и оплаты) не менее чем на 1 месяц.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не установлены надлежащим образом требования к обеспечению исполнения контракта (в частности - к сроку действия такого обеспечения, предоставляемого участником закупки в виде банковской гарантии).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Фабрика питания" на действия аукционной комиссии заказчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N4, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003) обоснованной в части нарушения аукционной комиссией заказчика пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N4, нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. Рассмотрение довода жалобы относительно положений документации при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0371300010617000003) не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N4, нарушившим пункт 2 статьи 42, пункты 6 и 7 части 5 статьи 63, пункты 1, 2 и 8 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
5. Выдать заказчику - Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N4, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
С.Н. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 февраля 2017 г. N 05-02/34Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2017