Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 марта 2017 г. N 05-02/38ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Крюкова Т.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ерохина А.А., с участием:
от заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - заказчик), представителя по доверенности Лагуновой Т.В.;
от заявителя - ООО "Ирист 2000" (далее также - заявитель), представителя по доверенности Федосеевой Н.П.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ирист 2000" на действия заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год (извещение N 0171200000317000026) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба заявителя на действия заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год (извещение N 0171200000317000026).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе по причине того, что заказчиком неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием Соматропин (далее - МНН "Соматропин"), являющегося предметом рассматриваемой закупки, в частности требования к лекарственной форме и дозировке указанного лекарственного препарата, а именно: "раствор для подкожного введения 10 мг 1.5 мл _" - поскольку данным характеристикам соответствует, как считает заявитель (ООО "Ирист 2000"), единственное лекарственное средство с МНН "Соматропин" с торговым наименованием "НордитропинR НордиЛетR" (Ново Нордиск А/С, Дания).
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика - незаконными; просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством о закупках.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год была составлена и утверждена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 14.02.2017 размещено извещение N 0171200000317000026 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год вместе с аукционной документацией.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), исходя из анализа которого следует, что предмет рассматриваемой закупки (поставка лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год) входит в указанный перечень (код по ОКПД2 - 21.20.10.181).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.
В соответствии с извещением N 0171200000317000026 и аукционной документацией в качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год.
Согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей, представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчику требуется для поставки товар (лекарственный препарат) со следующими характеристиками:
Международное непатентованное наименование |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Количество, упаковок |
Соматропин |
раствор для подкожного введения 10 мг 1.5 мл шприц-ручки N1 |
40 |
В данном случае все показатели, в том числе лекарственная форма и дозировка указаны заказчиком в форме включения в аукционную документацию значений таких показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представитель заказчика пояснил, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено следующими причинами.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области (далее - Департамент), утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 N 52, одной из функций Департамента в области защиты прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области является обеспечение граждан лекарственными препаратами.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья, которым Департамент руководствуется в своей деятельности, является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В данном рассматриваемом случае, как пояснил представитель заказчика на заседании Комиссии, формирование объекта закупки осуществлялось Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области на основании заявок лечебных учреждений на 2017 год (ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ" и ГУЗ ЯО Детской поликлиники N 5), представленных представителем заказчика на заседании Комиссии на обозрение, которые в свою очередь были сформированы на основании назначений лечащего врача. Лекарственный препарат с МНН "Соматропин" с заявленными в аукционной документации характеристиками ("раствор для подкожного введения 10 мг 1.5 мл _") в данном конкретном случае закупается исключительно для двух пациентов детского возраста ГУЗ ЯО "Угличская ЦРБ" и ГУЗ ЯО Детской поликлиники N 5, соответственно, в отношении которых прием лекарственного препарата с МНН "Соматропин" с заявленными в аукционной документации характеристиками ("раствор для подкожного введения 10 мг 1.5 мл _") необходим/обусловлен жизненно важными показаниями и замене не подлежит (в том числе как в отношении лекарственной формы, так и дозировки), что подтверждается Решением/протоколом врачебной комиссии ГУЗ ЯО Угличская ЦРБ N 12/2/1 от 24.01.2017 и Решением/протоколом врачебной комиссии N 73 ГУЗ ЯО Детской поликлиники N 5 от 01.03.2017, вынесенными в отношении указанных пациентов и представленными заказчиком на заседании Комиссии Ярославского УФАС России на обозрение.
Таким образом, все спорные характеристики, указанные в описании объекта рассматриваемого электронного аукциона (извещение N 0171200000317000026) являются существенными для заказчика и обусловлены его объективными потребностями.
В качестве предмета закупки обозначена поставка лекарственных препаратов, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить лекарственные средства, отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
Более того, факт отсутствия ограничения количества участников закупки находит свое косвенное подтверждение и в том, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.03.2017 подано пять заявок от участников закупки, три из которых допущены до участия в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию технического задания аукционной документации нарушений законодательства о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Ирист 2000" на действия заказчика - Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Соматропин) для льготного амбулаторного лечения граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 и законодательством Ярославской области на 2017 год (извещение N 0171200000317000026) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.В. Крюкова
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 марта 2017 г. N 05-02/38ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017