Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 марта 2017 г. N ЭА-188/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "АВМ-Сервис" (далее Заявитель) на действия заказчика - ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации при проведении открытого электронного аукциона N 0318100059617000009 "Работы по капитальному ремонту номерного фонда спального корпуса "Лесной" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "АВМ-Сервис" считает, что документация содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в поз. "Битумы" заказчик не указывает правильного наименования материала, на основании ГОСТ, поскольку существует несколько ГОСТов на битум; не понятна трактовка запятой между марками битума; отсутствуют единицы измерения значений показателя "растворимость", "изменение массы после прогрева", "температура вспышки", "массовая доля воды"; установлены показатели, определяемые по результатам испытаний; в поз. "Ацетилен газообразный технический" показатель "температура самовоспламенения ацетилена 335°С" относится к требованиям безопасности, а не техническое требование; в поз. "Болты и гайки" допущено нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе по показателю "диаметр описанной окружности болта е"; в поз. "ветошь" допущено нарушение п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе; в поз. "гвозди толевые круглые ГОСТ 4029-63" показатели: масса 1000 гвоздей, кг, заостренная часть гвоздя, дефекты, высота головки гвоздя, наименьший диаметр головки не соответствует указанному ГОСТу; в поз. "гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79" показатель "максимальный остаток на сите с размером ячеек в свету 0,2 мм, %, не более 14% (максимальное значение) не соответствует ГОСТу; в поз. "электроды" не указан ГОСТ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация и извещение о проведении электронного аукциона соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Требования к товарам установлены в рамках потребностей, в соответствии с ГОСТами. Позиция болты и гайки установлена согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 4014-2013. ГОСТа на ветошь не существует, требования установлены в соответствии с информацией, предоставленной в сети "Интернет". По поз. "гвозди" все требования установлены согласно ГОСТ 4029-63, по поз. "электроды" ГОСТ 9466-75.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерациина официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N 0318100059617000009 "Работы по капитальному ремонту номерного фонда спального корпуса "Лесной". Начальная (максимальная) цена контракта 12 110 000, 00 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ с указанием характеристик, а также Инструкция по заполнению заявки.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.
В поз. "Битумы", "Ацетилен газообразный", "Ветошь", "Гвозди толевые круглые", "Бруски", "Известь строительная по ГОСТ 9179-77", "Керосин", "Кирпич керамический", "Олифа", "Раствор тяжелый штукатурный" и по всем остальным заказчик устанавливает требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, к составляющим компонентам товара, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В поз. "Битумы" заказчик требует марки БН 70/30, БН 90/10. Соответствие определенному ГОСТу не указано. Исходя из требований заказчик руководствовался ГОСТом 6617-76, который определяет название - битумы нефтяные строительные. В соответствии с инструкцией знак "," означает, перечисление всех необходимых заказчику товаров, характеристик товаров - участнику следует учесть, что значения предоставляются по каждому показателю, за исключением случаев указания нескольких допустимых характеристик, предоставляющих многообразие вариантов исполнения товара, перечисленных через запятую и обобщенных словом или фразой в единственном числе, после которого (-ой) следует знак двоеточия (":"). В последнем случае знак "," следует читать как "или", участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из перечисленных заказчиком. Таким образом, довод Заявителя о невозможности трактовки запятой между марками, не состоятелен. Довод Заявителя о том, что отсутствуют единицы измерения показателей: "растворимость", "изменение массы после прогрева", "температура вспышки", "массовая доля воды" в поз. "битумы" не подтверждается приведенными в данной позиции сведениями.
В поз. "ацетилен газообразный технический ГОСТ 5457-75" установлено требование: температура самовоспламенения ацетилена 335°С, что согласно указанному ГОСТу не является функциональной, технической, качественной характеристикой товара.
В поз. "болты и гайки" не указано соответствие ГОСТу. Заказчик пояснил, что требования установлены в соответствии с ГОСТом Р ИСО 4014-2013. Однако в указанном ГОСТе отсутствует показатель "диаметр описанной окружности болта е". Доказательства наличия в документах производителей требуемого показателя заказчиком не предоставлены. В поз. "ветошь" заказчик устанавливает требования к отходам, что не является функциональной, технической характеристикой материала. Данные требования установлены в п.1.9 ГОСТа 4643-75 "Отходы потребления текстильные хлопчатобумажные сортированные".
В поз. "гвозди толевые круглые ГОСТ 4029-63" заказчик указывает показатели (заостренная часть гвоздя, высота головки гвоздя, наименьший диаметр головки, дефекты), которые отсутствуют в указанном ГОСТе. Показатель заостренная часть гвоздя, дефекты присутствует в ГОСТе 283-75.
В поз. "гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79" установлены требования: требуются марки от Г-5 до Г10 среднего или тонкого помола, быстротвердеющие или нормальнотвердеющие или медленнотвердеющие. Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм не более 14% (максимальное значение).В соответствии с указанным ГОСТом средний помол не более 14%, тонкий помол не более 2%. При этом, установлены обязательные дополнительные требования: Г-5 не более 12%, Г10 - 0,5%. Таким образом, заказчиком установлены требования, вводящие участников в заблуждение.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
В поз. "электроды" требование о соответствии определенному ГОСТу отсутствует. При этом указаны типы электродов, что позволяет подать заявку.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВМ-Сервис" обоснованной в части требования в составе заявки показателей используемых товаров, определяемых по результатам испытаний, к материалам, компонентам, используемым при производстве товаров; необъективного описания по поз. "ацетилен газообразный технический", "болты и гайки", "ветошь", "гвозди толевые круглые ГОСТ 4029-63", "гипсовые вяжущие ГОСТ 125-79".
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика -ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации нарушение ч.3 ст.7, п.1), п.2) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику (аукционной комиссии) - ФГКУЗ "Санаторий "Солнечный" войск национальной гвардии Российской Федерации выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 марта 2017 г. N ЭА-188/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2017