Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 июня 2014 г. N 907
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
в присутствии представителей:
от государственного заказчика -
УСТАНОВИЛА:
На основании поступившей от ФАС России информации о нарушениях требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) допущенных ГБО УВПО "Ставропольский государственный медицинский университет" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, проведена внеплановая проверка, на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика пояснил следующее:
"05" июня 2014 года в УФАС РФ по Ставропольскому краю поступила жалоба от ФАС РФ на указание торгового наименования ч. 2 "Техническое задание" аукционной документации на продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, в частности использования в техническом задании торгового наименования антивирусного продукта - ESET NOD 32.
Целью данной закупки являлись продление лицензии имеющегося антивирусного продукта Лаборатории Касперского и приобретение нового продукта - ESET NOD 32 для устранения неполадок и недочетов в работе, а так же ее оптимизации в структурных подразделениях СтГМУ: планово - финансового отдела и бухгалтерии.
Так в 2013 году СтГМУ была осуществлена закупка на приобретение антивирусного программного продукта, результатом которой стала поставка и установка на рабочих местах сотрудников всех подразделений СтГМУ антивирусного продукта Лаборатории Касперского. В течение эксплуатации данного продукта были выявлены нарушения в работе структурных подразделений: планово - финансового отдела и бухгалтерии, а именно при работе компьютеры сотрудников зависали и некорректно работали сервисы.
В процессе определения причин неработоспособности информационных систем было выявлено, что причиной сбоев являлся установленный программный продукт Лаборатории Касперского (отключение сервисов защиты программного продукта приводило к возобновлению корректной работы сервисов). Сотрудники отдела информационно - технического обеспечения управления информатизации СтГМУ обратились в службу технической поддержки Лаборатории Касперского за консультациями по решению данной проблемы. Согласно разъяснения работников службы, эксплуатируемый антивирусный продукт не позволяет выполнение некоторых функций и скриптов без отключения отдельных сервисов защиты Касперского (то есть продукт оказывал нагрузку на систему при обновлении и грузил другие подключенные каналы).
Сотрудниками планово - финансового отдела и бухгалтерии осуществляется непрерывная работа с информационными системами Росминздрава (отчетность и обмен информацией - ежедневно) по персонифицированному доступу, так же ведется обработка персональных данных с информацией, составляющую коммерческую тайну, поэтому отключение данной антивирусной защиты может стать причиной повреждения обрабатываемой информации и увеличивать риск несанкционируемого доступа.
СтГМУ обратился к независимому эксперту ЗАО "СИРИУС" (крупной организации по поставке данного и аналогичных антивирусных продуктов, инсталляции и их сопровождению) по решению данной проблемы. Независимый эксперт предложил заменить имеющийся программный продукт на продукт ESET NOD 32, отметив у предложенного продукта невысокую нагрузку на систему пользования и особую систему зеркальных сервисов, которая работает без нагрузки на каналы используемые при работе сотрудников.
Другие антивирусные программные продукты (кроме Касперского и ESET NOD 32) не возможно эксплуатировать в СтГМУ, в связи с тем, что именно эти программные средства имеют сертификат соответствия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России N 1914 от 22 сентября 2009 года, который должен иметь антивирусный программный продукт для использования в подразделениях, деятельность которых составляет коммерческую тайну и установленный Приказом от 18 февраля 2013 года N 21 "Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных". Так же выше указанные продукты абсолютно аналогичные и взаимозаменяемые и имеют одни и те же технические характеристики, что при описании товара затрудняет их конкретизирование.
Таким образом, при разработке закупки СтГМУ руководствовался понятиями "оптимизации и эффективной работы сотрудников", в связи с чем было принято решение разместить заказ, указав в ч. 2 аукционной документации электронного аукциона N 0321100021514000096 торговое наименование с ссылкой в техническом задании на "Поставка эквивалента не допускается с целью совместимости и обеспечения взаимодействия с используемыми Заказчиком программными средствами".
Так же при размещении закупки СтГМУ не была нарушена конкурентная среда и мониторинг рынка организаций по поставке антивирусных продуктов, проводимый СтГМУ показал, что каждый поставщик предлагает к поставке разные антивирусные продукты не основываясь на реализации одного.
1. Ставропольским УФАС России на основании приказа, в соответствии со статьёй 99 Закона о закупках была проведена внеплановая проверка закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, на соответствие требованиям Закона о закупках.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее:
ГБО УВПО "Ставропольский государственный медицинский университет" в целях осуществления закупки путем проведения электронного аукциона была утверждена документация об аукционе в электронной форме N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ (далее - Документация).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
2. Как установила комиссия УФАС по СК аукцион в электронной форме N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, размещен заказчиком без учета ст. 33 Закона и ограничивает количество потенциальных участников и нарушает требования Закона.
Таким образом, документация аукциона нарушает требования предусмотренные статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, комиссией Ставропольского УФАС России установлены в действиях ГБО УВПО "Ставропольский государственный медицинский университет" нарушения положений, норм и требований Закона о закупках в электронной форме, а именно статьи 33 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Закона о закупках,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия государственного заказчика - ГБО УВПО "Ставропольский государственный медицинский университет", выразившиеся в формировании и утверждении документация об аукционе в электронной форме N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, не соответствующими требованиям Закона о закупках.
2. Поскольку государственным заказчиком - ГБО УВПО "Ставропольский государственный медицинский университет" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100021514000096 Продление действия имеющейся лицензии антивирусной защиты Лаборатории Касперского и приобретения нового антивирусного продукта для нужд СтГМУ, заключен государственный контракт - обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Б.Ш. Напсо
С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 июня 2014 г. N 907
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2014