Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2014 г. N 84-ВП/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "Фейерверк" о проведении внеплановой проверки действий заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по организации и проведению праздничных фейерверков (извещение N 0169300043214000086) (далее - объект закупки), в присутствии:
- представителя ООО "Фейерверк", действующего на основании генеральной доверенности от 12.05.2014 N 8;
- представителя Муниципального казенного клубного учреждения культуры "Дворец культуры "Икар", действующего на основании доверенности от 08.05.2014;
- представителя Муниципального казенного клубного учреждения культуры "Дворец культуры "Икар", действующего на основании распоряжения о приеме работника на работу в качестве директора, от 06.09.2014 N 77-01,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Фейерверк" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по организации и проведению праздничных фейерверков (извещение N 0169300043214000086).
На Комиссии Челябинского УФАС России от 12.05.2014 жалоба возвращена заявителю в связи с пропуском срока обжалования действий заказчика, предусмотренных частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, и принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении запроса котировок на оказание услуг по организации и проведению праздничных фейерверков, путем опубликовании на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0169300043214000086.
Начальная (максимальная) цена контракта - 240 000, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.04.2014 в 18 часов 00 минут.
Согласно доводам заявителя в Техническом задании (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) указано применение фейерверочных шаров калибров 3-5 дюймов. Данные пиротехнические изделия относятся только к IV и V классам опасности. Кроме того, подобных пиротехнических изделий IV и V класса опасности нет в свободном обращении и их реализация и использование допускается только при наличии лицензии.
Таким образом, при составлении извещения о проведении запроса котировок заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
На заседании Комиссии заказчик пояснил, что в соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов.
Кроме того, установление в извещении о проведении запроса котировок необходимости наличия лицензии у участника закупки ограничивает возможность участия в запросе котировок иных добросовестных хозяйствующих субъектов, изъявивших желание принять участие в запросе котировок и не обладающих лицензиями, но способных организовать проведение фейерверка, в том числе путем привлечения соисполнителей (субподрядчиков).
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1-6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок):
Наименование изделия |
Кол-во изделий |
Общее кол-во выстрелов |
Батарея салютов -калибр 1,25 дюйма на 100 залпов |
4 |
400 |
Батарея салютов -калибр 1,25 дюйма на 258 залпов |
1 |
258 |
Батарея салютов -калибр 1,25 дюйма на 25 залпов |
3 |
75 |
Батарея салютов -калибр 1,25 дюйма на 49 залпов |
3 |
147 |
Батарея салютов -калибр 1,5 дюйма на 150 залпов |
1 |
150 |
Батарея салютов -калибр 1,25 дюйма на 64 залпов |
1 |
64 |
Батарея салютов -калибр 2,5 дюйма на 16 залпов |
3 |
48 |
Шар фейерверочный 3 дюйма |
20 |
20 |
Шар фейерверочный 4 дюйма |
80 |
80 |
Шар фейерверочный 5 дюйма |
14 |
14 |
Итого: |
130 |
1256 |
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 (далее - Технический регламент) по степени потенциальной опасности при эксплуатации пиротехнические изделия должны соответствовать одному из следующих классов опасности:
а) I класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии движения составляет не более 0,5 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 0,25 м от пиротехнических изделий не превышает 125 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 0,5 м;
б) II класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии движения составляет не более 5 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 2,5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 5 м;
в) III класс - пиротехнические изделия, у которых значение кинетической энергии при направленном движении составляет более 5 Дж, при ненаправленном движении - не более 20 Дж, отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки, акустическое излучение на расстоянии 5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ и радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 30 м для III класса и не более 20 м для подкласса IIIа;
г) IV класс - пиротехнические изделия, у которых отсутствует ударная волна, и радиус опасной зоны хотя бы по одному из остальных факторов составляет более 30 м;
д) V класс - прочие пиротехнические изделия, не вошедшие в I - IV классы.
На основании изложенного, следует вывод о том, что каждое пиротехническое изделие в соответствии с Техническим регламентом обладает определенными функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками.
Таким образом, заказчик в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки не использовал терминологию, указанную в Техническом регламенте. В результате в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют сведения о потенциальном классе опасности, а соответственно и сведения о технических и качественных характеристиках пиротехнических изделий.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2012 N 925 "О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом" лицензирование разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской федерации.
Кроме того, Челябинским УФАС России был направлен запрос (от 26.05.2014 исх. N 7615/09) в адрес Органа по сертификации пиротехнической продукции "ПИРОТЭКС" с просьбой предоставить сведения с нормативно-правовым обоснованием по вопросу отнесения шаров фейерверочных калибра 3-5 дюйма к определенному классу опасности.
Согласно сведениям, представленным Органом по сертификации пиротехнической продукции "ПИРОТЭКС" в ответ на запрос Челябинского УФАС России, следует что, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 и пунктом 5.2 ТР ТС 006/2011 и ГОСТ Р51270 "Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности" фейерверочные шары калибра 3-5 дюйма по степени потенциальной опасности при эксплуатации относятся к IV классу, то есть, на основании пункта 10 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" хранение, реализация и утилизация пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, а также применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом возможно только при наличии лицензии.
На заседании Комиссии представители заказчика также пояснили, что, указывая в техническом задании наименования желаемых пиротехнических изделий, заказчик руководствовался информацией интернет-сайтов (http://rotest.ru/tekh-reglament-na-pirotekhnicheskuyu-produkciyu, http://www.pirotechnica.ru/content/view/29/60, http://www.pirotek.info/Fireworks/help.htm).
Согласно представленным пояснениям, на указанных сайтах в свободной продаже имеются фейерверочные шары в комплекте с пусковой мортирой по классу опасности не выше III.
Вместе с тем, проанализировав интернет-ссылки, Комиссия приходит к выводу о том, что пиротехнические изделия в форме шара делятся на "фейерверочные шары" и "фестивальные шары".
Фестивальные шары относятся к изделиям малым пиротехническим, имеют калибр до 2,5 дюйма, класс опасности до III класса, содержатся в свободном доступе.
Фейерверочные шары относятся к профессиональной пиротехнике, имеют калибр от 2,5 дюйма, класс опасности IV и V классы, продажа осуществляется только при наличии лицензии.
Таким образом, доводы заказчика о существовании шаров фейерверочных по степени потенциальной опасности при эксплуатации не выше III класса не могут быть приняты во внимание, в связи с тем, что данные доводы не нашли своего подтверждения на заседании Комиссии.
Также на заседании Комиссии заказчик пояснил, что запрос котировок проводился с целью определения исполнителя на оказание услуги по организации проведения праздничных фейерверков, а не на оказание услуги по запуску пиротехнических изделий определенного класса.
В статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Согласно данному перечню услуга по организации фейерверков лицензированию не подлежит.
Доводы заказчика не могут быть приняты во внимание Комиссией на основании следующего.
Согласно пункту 10 извещения о проведении запроса котировок наименованием объекта закупки является оказание услуг по организации и проведению праздничных фейерверков (ОКПД 92.34.13.120 - Услуги по проведению фейерверков).
Спецификация Технического задания (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) включает в себя наименования пиротехнических изделий, таких как шары фейерверочные калибра 3-5 дюйма, хранение, реализация, утилизация, применение которых возможны только при наличии лицензии.
Услуги по проведению фейерверков включают в себя разработку сценария фейерверка, доставку необходимого оборудования, подготовку пусковой площадки, соблюдение всех норм безопасности при проведении фейерверка.
Таким образом, осуществление действий по оказанию услуг по проведению фейерверков с использованием пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом возможно только при наличии лицензии на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
Кроме того, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 10 МЧС России" в ответ на запрос Челябинского УФАС России сообщило, что при согласовании места проведения праздничного фейерверка, посвященного 69-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, состоявшегося 09.05.2014 в городе Трехгорном, был рассмотрен ряд документов, в соответствии с которыми:
- применяемые для фейерверка пиротехнические изделия относились к III и IV классам опасности;
- представлена лицензия на соответствующий вид деятельности ООО "САЛЮТ+", которое производило запуск и применение пиротехнических изделий в соответствии с договором на оказание услуг по организации и проведению пиротехнических постановок от 26.03.2014 N 132, заключенным с ООО Компанией "Уралрегионснаб".
На основании изложенного, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на разработку, производство, испытание, хранение, реализацию и утилизацию пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом.
В результате неправомерных действий заказчика котировочная комиссия в нарушение части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе не обеспечила проверку соответствия ООО Компании "Уралрегионснаб" требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и контракт заключен с лицом, которое не могло быть участником данной закупки по причине отсутствия у него лицензии.
3. Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В составе извещения об осуществлении закупки сдержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В силу части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Однако заказчиком при определении НМЦК учитывались коммерческие предложения с несопоставимыми условиями предоставления услуги, входящей в объект закупки.
Так, коммерческими предложениями NN 1, 3 от 13.03.2014 и 14.03.2014 представлена ценовая информация в отношении пиротехнических изделий не входящих в состав пиротехнических изделий, указанных в Техническом задании (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок), а именно: Лунная соната, 1,25", количество выстрелов 100; Адреналин, 1,0", количество выстрелов 100; Багира, 1,0", количество выстрелов 100; Александрия, 1,0", количество выстрелов 25; Ривьера, 1,5", количество выстрелов 25;Морозко, 1,25", количество выстрелов 49; Катрин, 1, 25", количество выстрелов 49; Нептун, 1, 0", количество выстрелов 100; Паллада, 1,0", количество выстрелов 100; Жизель, 1,0", количество выстрелов 25; Стрекоза, 1,5", количество выстрелов 25; Царь зверей, 1, 25", количество выстрелов 49; Пантера, 1,25", количество выстрелов 49; Октава, 1,25", количество выстрелов 72.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК нарушена часть 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной Администрацией города Трехгорного, Муниципальным казенным клубным учреждением культуры "Дворец культуры "Икар" Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, части 3 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на момент проведения внеплановой проверки муниципальный контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2014 г. N 84-ВП/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2014