Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 мая 2014 г. N 89
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращения ООО "от А до Я" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения (извещение N 0169300008214000225) (далее - аукцион N 1), (извещение N 0169300008214000214) (далее - аукцион N 2) (далее - аукционы), в присутствии:
- представителя Администрации города Троицка Челябинской области, действующего на основании доверенности N 19 от 05.02.2014 года;
- представителя отдела материальных ресурсов Управления муниципальной собственности администрации города Троицка, действующего на основании доверенности N 1911 от 23.05.2014 года;
- представителя Управления муниципальной собственности администрации города Троицка, действующего на основании доверенности N 203-р/к от 08.05.2014 года;
- представителя ООО "от А до Я", действующего на основании доверенности N 1 от 22.05.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "от А до Я" о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения (извещения N 0169300008214000225, 0169300008214000214). В связи с этим проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения (извещения N 0169300008214000225, 0169300008214000214).
Согласно представленным документам, Управление муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - заказчик) объявило о проведении аукционов в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещений о проведении аукционов в электронной форме на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения. Извещение N 0169300008214000225 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.04.2014 года. Извещение N 0169300008214000214 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 08.04.2014 года.
Начальная (максимальная) цена контрактов - 928000,00 рублей.
На дату рассмотрения обращений по итогам проведения аукционов в электронной форме контракты не заключены.
Согласно доводам обращений, заявки ООО "от А до Я" на участие в аукционах признаны несоответствующими документациям об аукционах в связи с тем, что заявителем в составе заявок на участие в аукционах были представлены доверенности, не удостоверенные нотариально. При этом, по мнению заявителя, в извещениях, документациях об аукционах не содержалось требований к представлению участниками аукционов в составе заявок нотариально удостоверенных доверенностей. Таким образом, заявитель считает, что заявка ООО "от А до Я" признана несоответствующей требованиям документации по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы Участника закупки согласился и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что заявителем при проведении аукционов были предъявлены доверенности от 14.04.2014 года, не удостоверенные нотариально.
При этом, согласно статье 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аукционные комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционах пришли к выводу, что положения указанной статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации распространяются на действия участников электронных аукционов.
Заказчик уточнил, что для подписания заявок на участие в аукционах и участия в аукционах достаточно доверенностей, изложенных в простой письменной форме.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемых процедур определения поставщиков, проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должен быть указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт.
Пункты 17 Информационных карт документаций об аукционах содержат требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Согласно пунктам 15 Информационных карт документаций об аукционах, в составе вторых частей заявок на участие в аукционах участники закупок должны представить документы, подтверждающие соответствие участников требованиям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть документы, подтверждающие правомочность участников закупок. При этом, в документациях и извещениях о закупках не указано, какие именно документы должны представить участники закупок в подтверждение правомочности заключать контракт.
В подтверждение правомочности ООО "от А до Я" представило, помимо других документов, доверенности от 14.04.2014 года от собственников приобретаемых жилых помещений на осуществление следующих действий при проведении электронных аукционов: продажа за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащих собственникам квартир, подписание заявок на участие в аукционах, подписание, представление и получение всех документов, связанных с участием в аукционах, участие в проведении процедур аукционов с правом заявления предложений о ценах договоров, с правом подписания муниципальных контрактов, передаточных актов (актов приема-предачи).
Согласно статье 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Кроме того, в извещениях и документациях об аукционах не содержится информации о необходимости представления участниками закупок нотариально удостоверенных доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами.
Рассмотрев представленные на заседание Комиссии документы и сведения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, а именно:
1) непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В протоколах рассмотрения первых частей заявок на участие в электронных аукционах указано, что ООО "от А до Я" отказано в участии в аукционах, поскольку доверенности от 14.04.2014 года, выданные участнику закупок, не удостоверены нотариально. При этом, указанные протоколы содержат ссылку на пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, который указывает на такое основание отказа в допуске к участию в аукционе, как несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе. Фактически же решение в отношении ООО "от А до Я" было принято аукционными комиссиями по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.
Кроме того, в указанных протоколах не содержится информация о положениях документаций об электронных аукционах, которым не соответствуют заявки ООО "от А до Я".
Таким образом, заявки ООО "от А до Я" на участие в аукционах отклонены неправомерно. Действиями аукционных комиссий при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронных аукционах на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договору найма специализированного жилого помещения (извещения N 0169300008214000225, 0169300008214000214) нарушены требования частей 7, 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Объекты закупок обладают определенной спецификой, в связи с которой к действиям, связанным с продажей данных объектов законодательством Российской Федерации предъявляются определенные требования, в том числе наличие нотариально удостоверенной доверенности, наличие согласия супруга (супруги) при продаже жилого помещения и другие. Между тем, в документациях о закупках не содержится пунктов, отражающих такие особенности объектов закупок, что нарушает требование пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 2-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 15 Информационных карт документаций об аукционе содержит требование о представлении участниками закупок документов, подтверждающих соответствие участников пунктам 1, 2 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, но не конкретизирует эти требования.
Кроме того, указанные пункты Информационных карт требуют от участников закупок представления документов, подтверждающих соответствие участников закупок и (или) предлагаемых ими товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, хотя они не установлены заказчиком.
Таким образом, нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
При указании ответственности поставщика за просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик не учел требования Методических рекомендаций, а именно, не включил в проекты контрактов формулу, по которой будет рассчитана пеня, подлежащая уплате поставщиком.
6. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчик в проектах контрактов не предусмотрел порядок и сроки приемки товаров, а также порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
7. В пункте 15 Информационных карт документаций об аукционах заказчиком установлено, что в составе первой части заявки участник закупки должен представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документациями об аукционах. При этом, в документациях об аукционах не установлены максимальные и минимальные значения показателей, подлежащих представлению участником, а также значения показателей, которые не могут изменяться, что нарушает требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и не позволяет определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документациях об аукционах отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки, что может привести к ненадлежащему оформлению заявки и, как следствие, к отказу в допуске к участию в аукционах.
8. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусматривает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 Информационных карт документаций об аукционах предусмотрено, что предметом контрактов является благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 10 и не более 32 квадратных метров. При этом, в извещениях и документациях о закупках цены на указанное помещение определены за помещение в целом, а не за квадратный метр, что позволяет участнику закупок предложить заказчику помещение площадью 10 квадратных метров за цену, которая установлена в качестве начальной (максимальной) цены контрактов и рассчитана для помещения с максимально возможной площадью, то есть 32 квадратных метра.
Кроме того, заказчик в документациях о закупках установил объект закупок как "благоустроенное жилое помещение".
Между тем, согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Таким образом, исходя из формулировки объекта закупок и установленной возможной площади жилого помещения, участник закупок может предложить заказчику как квартиру, так и комнату.
Указанные факты могут привести к тому, что заданный результат обеспечения муниципальных нужд не будет достигнут, что не будет соответствовать принципу эффективности осуществления закупок, установленному в Законе о контрактной системе.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционных комиссий нарушение частей 7, 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5 статьи 3, 1 части 13 статьи 34, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционным комиссиям, оператору электронной площадки обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 мая 2014 г. N 89
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2014