Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2014 г. N 31-ВП/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Дворниковой А.О. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании обращения гражданина (далее - Заявитель), провела внеплановую действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3" (далее - Заказчик, ГБУЗ "ОКБ N 3") по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку кожного антисептика (извещение N 0369300019214000015) (далее - Аукцион), в присутствии представителей ГБУЗ "ОКБ N 3", действующих на основании доверенностей от 10.01.2014 NN 1, 10, от 19.03.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 25.02.2014 поступило обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в части неправомерного указания заказчиком в техническом задании требования к гарантийному сроку эксплуатации кожного антисептика 12 месяцев.
Согласно материалам дела, ГБУЗ "ОКБ N 3" объявило о проведении Аукциона путем размещения на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 28.02.2014 извещения о проведении Аукциона в соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 132 928 рублей 62 копейки.
По состоянию на 20.03.2014 гражданско-правовой договор по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Представители заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласились, пояснили, что заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе, характеристики товара, изложенные в техническом задании документации об Аукционе отвечают потребности заказчика в части наличия в качестве действующего вещества этилового спирта.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия, рассмотрев обращение гражданина и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении Аукционе не установлены требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки и не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении Аукционе не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также требования к такому обеспечению (в том числе срок действия банковской гарантии).
3. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком не конкретизировано каким именно требованиям законодательства о контрактной системе обязан соответствовать участник закупки (наличие лицензии, свидетельство СРО о допуске к работам, аттестат аккредитации и т.д.);
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 17 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование о представлении в первой части заявки сведений о стране происхождения товара.
5. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
6. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлен перечень документов, которые участники закупки должны представить во второй части заявки в качестве подтверждения соответствия требованиям, установленным заказчиком в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
7. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком не установлен перечень документов, подлежащих представлению участниками закупки во второй части заявки, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификат соответствия, декларация соответствия).
8. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и т.д., тогда как в соответствии с законодательством о контрактной системе предусмотрено требование об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
9. В нарушение пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе в качестве способа обеспечения исполнения контракта предусмотрена возможность представления безотзывной банковской гарантии, выданной иной кредитной организацией.
10. В нарушение частей 4,5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте государственного контракта предусмотрена ответственность сторон не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
11. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 9.1 проекта контракта установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2014, а в части оплаты до полного исполнения обязательств.
Установление в пункте 9.1 срока действия контракта относительно определенной даты и события, может повлечь невозможность оформления участником закупки банковской гарантии со сроком действия не менее чем на один месяц, поскольку наступление события (оплат) не определено во времени.
12. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании документации об Аукционе установлено требование о поставке кожного антисептика с торговым наименованием Софта-Ман, конкретное содержание данного средства в процентном соотношении, времени гигиенической обработки рук (не более 20 секунд), обработки рук хирурга (по 5 мл), общему времени обработки (не более 5 минут).
Представителем заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не отрицалось, что аналогичные по функциональным свойствам "Софта-Ман" кожные антисептики не рассматривались, характеристики, установленные в документации об Аукционе, соответствуют только антисептику "Софта-Ман".
Кроме того, общее время обработки "не более 5 минут", по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, не является характеристикой товара, влияющей на использование кожного антисептика, а зависит от лица, осуществляющего его применение.
Таким образом, в документации об Аукционе установлены характеристики товара не в соответствии с реально существующей потребностью заказчика.
13. В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 1 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации под сроком годности товара понимается срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
При этом, в силу части 2 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
Под гарантийным сроком эксплуатации понимается период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции в процессе эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.
Пунктом 9 Информационной карты документации об Аукционе определен срок годности - не менее 12 месяцев на момент поставки товара.
В пункте 2.1.7 проекта контракта установлено, что гарантийный срок эксплуатации должен составлять не менее 12 месяцев на момент поставки товара.
Представителями заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснено, что после размещения на официальном сайте в сети "Интернет" извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе самостоятельно установлена указанная неточность, путем внесения изменений в документацию гарантийный срок эксплуатации в пункте 9 Информационной карты документации об Аукционе.
Однако в проект контракта указанные изменения относительно срока годности товара не внесены, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об Аукционе и нарушению части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
14. В нарушение части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункта 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации), в документации об Аукционе отсутствует расчет начальной (максимальной) цены контракта.
14. Согласно пункту 2.1.6 проекта контракта "поставляемый товар должен быть _ не прошедшим ремонт_", что не соответствует объекту закупки.
15. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2014 на участие в Аукционе поступило пять заявок, четыре из которых признаны несоответствующим требованиям документации об Аукционе по основаниям, указанным в данном протоколе, а участник закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 2 в протоколе, допущен к участию в Аукционе.
В протоколе подведения итогов Аукциона от 15.03.2014 указано, что единственным участником Аукциона является ООО "Б.Браун Медикал", вторая часть заявки которого также признана решением аукционной комиссии соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России, изучив протокол рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2014 на участие в Аукционе, требования документации об Аукционе, первую часть заявки ООО "Б.Браун Медикал", приходит к выводу о нарушении аукционной комиссии частей 1,3,4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившемся в неправомерном признании первой части заявки ООО "Б.Браун Медикал" соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Указанный вывод Комиссии Челябинского УФАС России подтверждается Техническим заданием документации об Аукционе, пунктов 17 Информационной карты документации об Аукционе, первой частью заявки ООО "Б.Браун Медикал".
Так, согласно Техническому заданию документации об Аукционе заказчику требовался: "Кожный антисептик Софта-Ман. Средство предназначено для применения в лечебно-профилактических учреждениях с целью: обработки рук хирургов, операционных медицинских сестер, акушерок и других лиц, участвующих в проведении операций, приема родов; обработки кожи инъекционных и операционных полей; гигиенической обработки рук медицинского персонала. Средство представляет собой готовый к применению раствор. Должен содержать спирт этиловый (не менее 25 масс.%), спирт изопропиловый (не менее 35%) и бензалкониум хлорид (алкилдиметилбензиламмоний хлорид) в качестве действующих веществ. Средство должно обладать бактерицидными (включая ВБИ), туберкулолцидными, фунгицидными, вирулицидными свойствами. Средство по параметрам острой токсичности при введении в желудок и при нанесении на кожу должно относиться не менее чем к 4 классу малоопасных соединений по ГОСТ 12-1.007-76. Средство не должно обладать местно-раздражающим, кожно - резорбтивным и сенсибилизирующим эффектом. Применение: гигиеническая обработка рук: на кисти рук наносят не более 3 мл средства и втирают в кожу не более 20 секунд; обработка рук хирургов: на кисти рук наносят средство не более чем дважды по 5 мл и втирают его в кожу рук и предплечий. Общее время обработки составляет не более 5 минут; обработка операционного поля и локтевых сгибов доноров: время выдержки не более 2 минут; обработка инъекционного поля: время выдержки не более 1 мин".
В первой части заявки ООО "Б.Браун Медикал" предложено средство дезинфицирующее - кожный антисептик Софта-Ман, обладающий следующими характеристиками: "Кожный антисептик представляет собой готовую к применению прозрачную бесцветную жидкость с характерным запахом. Предназначен для обработки рук хирургов и оперирующего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, гигиенической обработки рук медицинского персонала и пациентов ЛПУ, первичного туалета новорожденных. Средство обладает бактерицидной активностью в отношении грамотрицательных (включая Ps. aeruginosa) и грамположительных бактерий (включая микобактерии), вирулицидными свойствами (в отношении вирусов полиомиелита, гепатита В и ВИЧ) и фунгицидной активностью в отношении грибов рода Кандида. Обладает пролонгированным бактерицидным действием в течение 3 часов. В качестве действующих веществ средство содержит комплекс спиртов (этиловый спирт 45 % и пропиловый спирт), что обеспечивает широкий антимикробный спектр действия. Суммарная доля спиртов 63%, а также содержит функциональные добавки, включая компоненты, смягчающие кожу рук. Параметры острой токсичности: относится к 4 классу опасности при введении в желудок и нанесении на кожу по ГОСТ 12.1.007-76. Местно-раздражающие, кожно-резорбтивные и сенсибилизирующие свойства в рекомендованных режимах применения у средства не выражены. Нанесение средства на скарифицированную кожу не осложняет заживление искусственно нанесенных ран. Фасовка: пластиковый флакон 1,0 л под дозатор УМР. Б. Браун Медикал АГ, Швейцария".
Вместе с тем, в предложении единственного допущенного к Аукциону участника отсутствует указание на процентное соотношение действующих веществ, вместо изопропилового спирта указан пропиловый спирт, не содержится информации о входящем в состав бензалкониум хлорид, применения средства (времени и объема), а также одного из назначения, а именно обработки кожи инъекционных и операционных полей.
16. В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2014 на участие в Аукционе аукционной комиссией не указаны обоснование отказа в допуске к участию в Аукционе участников закупки (порядковые номера заявок в протоколе 1,3,4,5,6,7), положения документации об аукционе, которым не соответствуют заявки на участие в нем, положения заявок на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной сторонами, Комиссия на основании статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях заказчика нарушения частей 1,5 статьи 31, частей 4,5,7,8 статьи 34, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 20 статьи 22, пунктов 3,8 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2, 8 части 1, части 3 статьи 64, подпункта "б" пункта 1 части 3, пунктов 1,2,3 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, пункта 2.1 Методических рекомендаций;
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1,3, 4, 6 статьи 67 Закона о контрактной системе;
3. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать;
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкиной
Члены Комиссии А.О. Дворниковой
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 марта 2014 г. N 31-ВП/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2014