Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 июля 2014 г. N 04-50/235-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
в присутствии представителей: ООО "Дарханстрой" (далее - Заявитель, Общество) - <_> (доверенность от 20.03.2014 N 16), <_> (доверенность от 25.06.2014 N 32), <_> (доверенность от 25.06.2014 N 33); ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик, УКС ПРБ) - <_> (доверенность от 02.07.2014 N 45), <_> (доверенность от 21.07.2014 N 44), <_> (доверенность от 02.07.2014 N 43); Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган, РАГЗ) <_> по доверенности от 14.01.2014 N 001,
рассмотрев жалобу ООО "Дарханстрой" (вх. от 26.06.2014 N 4164) на действия Заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и Уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ", реестровый номер - 0102200001614001755 и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.06.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ" (далее - Конкурс), реестровый номер - 0102200001614001755 . Начальная (максимальная) цена контракта - 325 152 336,00 рублей.
Изучив документацию о Конкурсе, Заявитель не согласился с условиями определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для государственных нужд и считает:
1. В пункте 9.4. проекта контракта определен только минимальный предел в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта.
По мнению Заявителя, пункт 9.4. проекта контракта противоречит пункту 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, _ от цены контракта, уменьшенной на cyмму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление 1063), согласно пункту 6 которого "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, _ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) х С, _ "
Данное положение проекта Контракта устанавливает обязанность потенциального подрядчика уплачивать пени в гораздо большем размере от цены всего контракта, а не от неисполненного обязательства как это установлено в законе.
2. В Приложении N 7 к конкурсной документации в пункте 2.2. "Оценка заявок по нестоимостным критериям" установлен "Показатель С2: Квалификация трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ". Значимость показателя -15%. Оценивается квалификация руководителя и ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области объекта закупки, в том числе состоящих в штате организации. Квалификация руководителя (или его заместителя), ключевых инженерно - технических специалистов и ключевых специалистов подтверждается наличием в заявке всех установленных Заказчиком, Уполномоченным органом документов по Показателю С2. Количество баллов и количество баллов с учетом значимости показателя в зависимости от квалификации установлено в таблице. Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.
По мнению Заявителя, указанное противоречат пункту 6 Приложения N 2 конкурсной документации, поскольку для получения свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) по видам работ 33.3 Перечня, утвержденного приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624, для работ по организации строительства в согласно пункту 8.2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимо соблюдение ряда требований.
Включение требования о наличии допуска СРО по указанному виду работ предполагает собой участников, имеющих в своем штате руководителя со стажем работ не менее 7 лет, специалистов в количестве 5 и более человек с высшем образованием и стажем работы более 5 лет.
Таким образом, ко всем допущенным участникам может быть применен только максимальный показатель, и оценка заявок по данному критерию не осуществляется.
Кроме того, Общество указывает на статью 9 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", которой установлены требования по осуществлению контроля СРО за деятельностью своих членов.
В конкурсной документации установлены два критерия (стоимостные и нестоимостные), по мнению Заявителя, фактически будет действовать только один стоимостной критерий, поскольку второй критерий в части квалификации специалистов будет носить формальный характер, поскольку допущенные участники получат автоматически максимальный бал, что противоречит части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Выполнение работ подрядчиком, указанных в сметном расчете в позициях главы 6 "Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения": N 06-02- 01 изм2, N 06-02- 01 изм5 (приложение N 1 к Обоснованию НМЦК), невозможно, т.к. противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307 (далее - ППРФ 307), в связи с этим Расчет начальной (максимальной) цены контракта ООО "Дарханстрой" считает необоснованным.
Кроме того, в рабочей документации в томе N 3452-ТС "Наружные сети теплоснабжения" есть ссылка на Технические условия на подключение к теплосетям N ОВ -1451/10-57 от 24.08.2010, но технические условия не приложены к конкурсной документации, что противоречит части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В конкурсной документации в Локальном сметном расчете N 06-02-01 изм.5 значатся работы, которые выполнены в рамках государственного контракта между ЗАО "ТЕХНО" и Заказчиком: ФЕР27-07-005-01 "Устройство покрытий из тротуарной плитки, количество плитки при укладке на 1 м2: 40 шт.(10 м2)". Непосредственным исполнителем данных работ являлся ООО "Дарханстрой" по договору генерального субподряда N 1/ДС-07/12. Факт выполнения работ подтверждается актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 19.05.2014 N 322.
Таким образом, включение выполненных работ по устройству тротуарной плитки и работы по внеплощадочным тепловым сетям в данную закупку противоречит законодательству Закону о контрактной системе, поскольку данные работы имеют избыточные свойства, что недопустимо согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, поэтому расчет НМЦК необоснованный.
На основании изложенного просит признать конкурсную документацию не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами ООО "Дарханстрой" не согласились и пояснили следующее.
1. Проектом государственного контракта (пункт 9.4) Заказчиком установлена пеня в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта.
Представитель Заказчика считает, что установленный размер пеней соразмерен последствиям нарушения обязательств подрядчиком при просрочке исполнения контракта, учитывая социальную значимость объекта строительства. При подаче заявки на участие в открытом конкурсе участник подтверждает свое согласие требованиям конкурсной документации, в т.ч. условиям государственного контракта, предусматривающим ответственность за нарушение обязательств по контракту.
Если Генеральный подрядчик при исполнении контракта придет к выводу, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, только суд вправе уменьшить неустойку (статья 333 ГК РФ).
2. Установленные Заказчиком и Уполномоченным органом стоимостные и нестоимостные критерии оценки заявок не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Нестоимостной критерий состоит из 3 показателей: опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - 70%; деловая репутация участника - 15%; квалификация трудовых ресурсов - 15%.
Представители считают, что правила оценки заявок предоставляют заказчику право самостоятельно устанавливать показатели каждого отдельного нестоимостного критерия, определять их вес и разрабатывать для оценки заявок шкалу предельных величин значимости показателей оценки. Критерии оценки заявок и перечень информации и документов, представляемых для участия в открытом конкурсе между собой не взаимосвязаны.
Таким образом, включение в порядок оценки заявок указанных требований не ограничивает круг участников открытого конкурса и не противоречит требованиям действующего законодательства.
3. По доводам заявителя о невозможности выполнения подрядчиком работ, указанных в сметном расчете N 06-02-01 изм. 2 и 5, представители Заказчика поясняют:
Согласно ТУ N ОВ-1451/10-57 от 24.08.2010 Заказчику необходимо выполнить реконструкцию существующих тепловых сетей, т.е. переложить участки трубопроводов вне территории строящегося объекта.
По ранее заключенному контракту данные работы были частично исполнены, оставшийся объем работ по перекладке тепловых сетей включен в Техническое задание по объявленному конкурсу.
По вопросу об отсутствии технических условий представитель ответчика поясняет, что подключение к тепловым сетям будет оформлять Заказчик, подрядчик должен выполнить работы согласно рабочей документации, опубликованной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в достаточном объеме, технические условия необходимы для проектирования и подготовки проектно-сметной документации.
4. Работы по устройству покрытий из тротуарной плитки не выполнены в рамках заключенного контракта с ЗАО "ТЕХНО", объем работ, указанный в жалобе ООО "Дархан", не принят Заказчиком на момент подачи настоящей жалобы, отсутствуют документы о приемке по форме КС-2, КС-3, отсутствует подписанный Заказчиком акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 19.05.2014N 322, на который ссылается ООО "Дарханстрой" в жалобе.
Представители УКС ПРБ и РАГЗ считают: доводы 3 и 4 жалобы ООО "Дархан" необоснованными, т.к. работы не подпадают под понятие "избыточные потребительские свойства", отсутствует доказательства, подтверждающие приемку работ Заказчиком.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик и Уполномоченный орган просит признать жалобу ООО Дарханстрой необоснованной в полном объеме.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, выступлениях представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы Комиссия пришла к следующим выводам.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом б части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Бурятского УФАС России выявлено следующее.
1. Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 6 Постановления 1063 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где _ В - это стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов, _
В Приложении N 8 к конкурсной документации "Государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ" (далее - Проект контракта), являющегося неотъемлемой частью документации о Конкурсе, Заказчиком, Уполномоченным органом в разделе 9 "Ответственность сторон" определено условие пункта 9.4: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в т.ч. промежуточного срока сдачи работ, предусмотренного графиком выполнения работ, и устанавливается Контрактом в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта."
Проект контракта не соответствует требованиям законодательства в части положений о начислении пеней без учета "цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и пункту 6 Постановления 1063.
2. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 указанных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2.2 Приложения N 7 к Конкурсной документации Заказчик, Уполномоченный орган установили нестоимостной критерий оценки заявок - квалификация участника закупки.
По данному критерию оценка производится по трем показателям, в том числе по показателю С2, характеризующему квалификацию трудовых ресурсов предлагаемых для выполнения работ. Значимость показателя - 15%. Оценивается квалификация руководителя и ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области объекта закупки, в том числе состоящих в штате организации. Квалификация руководителя (или его заместителя), специалистов подтверждается наличием в заявке всех установленных Заказчиком, Уполномоченным органом документов по Показателю С2. Количество баллов и количество баллов с учетом значимости показателя в зависимости от квалификации установлены в таблице. Максимальное количество баллов по данному показателю - 100 баллов.
Кроме того, в отношении критерия "квалификация участника закупки" Заказчиком, Уполномоченным органом установлен порядок расчета баллов. Рейтинг заявки по нестоимостному показателю "Квалификация участника закупки" вычисляется путем умножения суммы баллов, полученных по трем показателям оцениваемого участника, умноженной на коэффициент значимости критерия.
Таким образом, из анализа Приложения N 7 к Конкурсной документации следует, что критерии и показатели, раскрывающие их содержание, порядок оценки заявок по критерию "квалификация участника закупки" установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия не принимает доводы общества о невозможности выполнения подрядчиком работ, указанных в сметном расчете N 06-02-01 изм. 2 и 5, соответственно, подготовки заявки на участие в конкурсе из-за отсутствия в конкурсной документации технических условий, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте размещена проектно-сметная документация в полном объеме.
Оценка действий Заказчика на предмет неправомерного включения в расчет начальной (максимальной) цены контракта ранее выполненных работ, упомянутых в доводах 3, 4 жалобы ООО "Дарханстрой", в полномочия Бурятского УФАС России не входит.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дарханстрой" на действия Заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и Уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении открытого конкурса на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ", реестровый номер - 0102200001614001755, обоснованной в части;
2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившей требования пункта 7 статьи 34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> <_> |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 июля 2014 г. N 04-50/235-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2014