Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 июня 2014 г. N 07-62/14
резолютивная часть решения объявлена 20.06.2014 г.
в полном объеме решение изготовлено 25.06.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - заявитель, ООО "Аркада") не явились, извещены;
от заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с.п. Шалушка Чегемского муниципального района КБР (далее - заказчик) не явились, извещены;
от уполномоченного органа - Местной администрации Чегемского муниципального района, КБР (далее - уполномоченный орган) не явились, извещены,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104300011314000035 "Ремонт помещений МКОУ СОШ N1 с.п. Шалушка" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями заказчика, выразившиеся в установлении требований в техническом задании влекущих за собой ограничение количества участников закупки, штрафы за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, установленные контрактом противоречит законодательству о контрактной системе и разъяснение положений документации об аукционе даны с нарушением. Заявитель в жалобе просит признать действия заказчика незаконными, внести изменения в документацию об аукционе и провести внеплановую проверку закупки.
Рассмотрев доводы жалобы и изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
I.30.05.2014 16:15 (Извещение в редакции от 14.06.2014 г. N3) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (сайт оператора электронно-торговой площадки http://www.sberbank-ast.ru) была размещена закупка N0104300011314000035 "Ремонт помещений МКОУ СОШ N1 с.п. Шалушка". Начальная (максимальная) цена контракта - 8534928,71. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 15.06.2014 09:00; Дата и время окончания подачи заявок - 21.06.2014 18:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.06.2014 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 27.06.2014 г. 11:55; Размер обеспечения заявок - 85349,29; Размер обеспечения исполнения контракта - 2560478,61.
II.Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, заказчик наделен правом самостоятельно определять свои потребности (нужды) и их содержания, требования к качеству работ и материалов, с обязательным указанием отдельных условий исполнения контракта.
Вместе с тем, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет, не допускающий включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Комиссией выявлено, что техническое задание (спецификация) составлено в виде сплошного текста, требуемые материалы не выделены, что затрудняет возможность подготовки предложения участнику закупки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Данные действия заказчика содержат в себе признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
III.Пунктами 7.3 и 7.6 контракта предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом начисляется штраф в сумме один процент цены контракта (для подрядчика) и (0,1 процент цены контракта (для заказчика).
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с Правилами (пункт 2 Правил).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Следовательно, в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Правил заказчиком указаны размеры штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту.
Данные действия заказчика содержат признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
IV.В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы является принцип открытости и прозрачности. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона о контрактной системе).
Размещенное разъяснение положения документации об электронном аукционе 05.06.2014 г. 12:32, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе не содержит указания предмета запроса.
Указанные выше действия содержат признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
V.Как указано в пункте 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Срок предоставления разъяснений согласно пункту 2 раздела 7 информационной карты документации об аукционе с 31 мая 2014 года по 12 июня 2014 года, тогда как согласно извещению о проведении аукциона в электронной форме дата и время начала подачи заявок и окончания подачи заявок с 09 ч. 00 минут 15.06.2014 г. по 18 часов 00 минут 21.06.2014 г.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (статья 7 Закона о контрактной системе).
Данные действия содержат в себе признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
VI. Федеральным законом от 04.06.2014 г. N140-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗN140).
Требование о правомочности участника закупки заключать контракт ФЗN140 признано утратившим силу.
Данное требование (правомочность участника закупки заключать контракт) предусмотрено в пункте 2 раздела 6 и подпункте 2 пункта 3 раздела 6 информационной карты документации об аукционе.
Подпунктом "б" пункта 18 и пунктом 20 ФЗN140 внесены изменения в часть 6 статьи 63 и часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, которые гласят: "этот срок составлял не менее чем семь дней" заменить словами ""этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней".
В силу части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной систем предусмотрено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
14.06.2014 г. N3 внесены изменения в документацию об аукционе и извещение о проведении аукциона в электронной форме. Срок приема заявок продлен до - 21.06.2014 г. 18:00, то есть в нарушение части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе на срок менее чем пятнадцать дней (начальная (максимальная) цена контракта -8534928,71).
Указанные выше действия содержат признаки нарушения статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Аркада" обоснованной.
2.Признать в действиях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с.п. Шалушка Чегемского муниципального района КБР, Местной администрации Чегемского муниципального района, КБР нарушение части 3 статьи 33, части 5, 8 статьи 34, части 6 статьи 63, части 4, 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N1" с.п. Шалушка Чегемского муниципального района КБР, Местной администрации Чегемского муниципального района, КБР, оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N07-62/14 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 июня 2014 г. N 07-62/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2014