Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 июня 2014 г. N 07-56/14
резолютивная часть решения объявлена 03.06.2014 г.
в полном объеме решение изготовлено 05.06.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
Кушхова Юры Амирхановича - ведущего заседание Комиссии, заместителя руководителя-начальника отдела Управления;
Чеченова Ислама Магометовича - члена Комиссии, начальника отдела по борьбе с преступлениями в отраслях экономики Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по КБР, подполковника полиции;
Гаева Рамазана Алимовича - члена Комиссии, заместителя начальника отдела Управления;
Макаева Рустама Умарбиевича - члена Комиссии, специалиста-эксперта Управления,
при участии:
от Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Тузем и К" (далее - заявитель, ООО "Тузем и К") Гедгагова Анзора Замировича по доверенности от 30.05.2014 г. б/н. и Тарчокова Аскера Хажисмеловича по доверенности от 02.06.2014 г. б/н.;
от Заказчика - Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР (далее - заказчик) Таовой Марины Абдуловны по доверенности от 06.05.2014 г. N04-1268,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200000514000009 "Выполнение работ по ремонту автодороги Чегем - Психинтернат для нужд Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об аукционе.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями заказчика, выразившихся в установлении в документации об аукционе противоречивых характеристик материалов: "Песок для строительных работ природный"; "Щебень"; "Камни бортовые"; "Флюс-АН47"; "Краска полиакриловая для дорожной разметки"; "Брусья необрезные"; "Смесь асфальтобетонная"; "Щебень из природного камня для строительных работ"; "Смесь песчано-гравийная"; "Бетон", а также недействующих ГОСТов, влекущих ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит: приостановить закупку; признать незаконными действия заказчика; провести внеплановую проверку; обязать заказчика внести изменения в документацию об аукционе.
Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Заказчиком были даны разъяснения положений документации об аукционе, некоторые позиции, которые были указаны в разъяснениях, не учитывались при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе, пояснил Комиссии представитель заказчика.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.04.2014 18:16 (Извещение в редакции от 20.05.2014 г. N4) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (сайт оператора электронно-торговой площадки http://www.sberbank-ast.ru) была размещена закупка N0104200000514000009 "Выполнение работ по ремонту автодороги Чегем - Психинтернат для нужд Кабардино-Балкарской Республики". Начальная (максимальная) цена контракта - 57784689,00 руб.
В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 30.04.2014 00:00; Дата и время окончания подачи заявок - 28.05.2014 06:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 02.06.2014 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 05.06.2014 г. 12:55; Размер обеспечения заявок - 2889234.45; Размер обеспечения исполнения контракта - 5778468,90; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг-с момента заключения контракта по 30 ноября 2014 года включительно.
На участие в аукционе было подано, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 02.06.2014 г., четыре (4) заявки, из которых две (2) отклонены.
Согласно информации размещенной на официальном сайте по аукциону, поступило пять (5) запросов на разъяснения положений документации об аукционе. Своим разъяснением положений документации об аукционе, заказчик пояснил, каким образом необходимо подготавливать предложения на участие в аукционе с учетом имеющихся несоответствий, по каким позициям заказчик не будет учитывать характеристики при рассмотрении заявок участников и указал, что в случае обнаружения противоречий между требованиями к характеристикам товара, содержащимися в документации об электронном аукционе и действующими ГОСТ, необходимо руководствоваться требованиями документации об аукционе.
Как указано в разъяснениях данных заказчиком и размещенных на официальном сайте 25.05.2014 г., заказчик не будет учитывать позицию "Песок природный для строительных растворов" (3 позиции по тексту), что означала не учитывание данной позиции при рассмотрении первых частей, а не использования материала при выполнении работ, и как следствие данное действие заказчика не привело к ограничению конкуренции.
По позиции "Щебень", "Смесь асфальтобетонная", "Бетон" и "Щебень из природного камня для строительных работ" участникам закупки при подготовки заявки на участие в аукционе необходимо было руководствоваться инструкцией по ее заполнению, согласно которой в случае указания товаров (марок, типов, показателей и т.п.) через запятую, точку с запятой участнику закупки необходимо указать конкретные товар (марку, тип, показатель и т.п.), исключение составляют случаи, когда подобные товары (марки, типы, показатели и т.п.) перечисляются после двоеточия и без словосочетания "одного из_", при наличии выражения "любого из_", "любой_", участнику закупки необходимо предложить конкретные показатели.
Участнику закупки необходимо было выбрать фракцию щебня: 5 (3)- 10, 10-20, 20-40 мм, что подразумевает фракции: от 5 (3) до 10 мм; св.10 до 20, св. 20 до 40 мм соответственно. Своим разъяснением заказчик указал на это.
При указании марки используемого бетона применялись буквенное "В" и цифровое "30" обозначения по позиции "Камни бортовые".
По пункту 4 жалобы, согласно разъяснений положений документации об аукционе, при подготовке первой части заявки на участие в аукционе участникам закупки необходимо было руководствоваться ГОСТом 26633-2012.
Установление требований к материалу является правом заказчика исходя из своих нужд и потребностей. Потребность по позиции "Флюс-АН47" заключалось в выплавлении флюсов в пламенных (электрических) печах.
По позиции "Краска полиакриловая для дорожной разметки" участникам закупки было разъяснено, что требования к показателю следует читать: "Температура эксплуатации не должна быть, покрытия/ воздуха: ниже +5 °С/+100С_".
По позиции "Брусья необрезные" установленное требование не противоречит законодательству РФ и является правом заказчика на установление требований к материалу, более того требование установлено согласно гранд-смете, где данный пункт "ширины" содержит следующую информацию - "все ширины".
По позиции "Смесь песчано-гравийная" требование установлено в виде максимального предела модуля крупности песка, что не вводит участников закупки в заблуждение при подготовки заявки, более того, заказчик разъяснил участникам "При описании характеристик следует читать: "Модуль крупности Мк св. 2,0 (2,5) до 3,0".
Согласно разъяснений данных заказчиком: по некоторым позициям следует руководствоваться документацией об аукционе в электронной форме, в частности требованиями к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению. В случае обнаружения противоречий между требованиями к характеристикам товара, содержащимися в документации об электронном аукционе и действующими ГОСТ, необходимо руководствоваться требованиями документации об электронном аукционе и разъяснениями.
Закон о контрактной системе предусматривает право направления запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе. Данным правом воспользовались участники закупки. Заказчиком были разъяснены положения ведомости материалов, уточняющие некоторые позиции ведомости материалов и раскрывающие позиции материалов, для возможности более точного формирования своего предложения на участия в аукционе участниками.
Институт "разъяснений положений документации об аукционе" направлен на уточнение и раскрытие непонятных положений документации об аукционе.
Более того, разъяснения данные заказчиком не меняют сути положений документации об аукционе.
В информационной карте есть ссылка на ГОСТы, которым должны соответствовать материалы "Требования к качеству используемых материалов", однако в ведомости материалов отсутствует прямая ссылка на конкретный ГОСТы, указанные в информационной карте, что не вводит участников закупки в заблуждение и не ограничивает конкуренцию.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, так описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами и использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Единая комиссия при рассмотрении первых частей заявок руководствовалась разъяснениями положений документации об аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Тузем и К" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Министерства транспорта, связи и дорожного хозяйства КБР нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона в электронной форме N0104200000514000009 "Выполнение работ по ремонту автодороги Чегем - Психинтернат для нужд Кабардино-Балкарской Республики" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4.Передать материалы дела N07-56/14 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: Кушхов Ю.А.
Члены Комиссии: Чеченов И.М.
Гаев Р.А.
Макаев Р.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 июня 2014 г. N 07-56/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2014