Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 июня 2014 г. N 02-06/67-14
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - Фадеева М.В. - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
Кутюкова А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оплачко Е.Ю. - специалист-эксперт отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности;
в присутствии представителя заказчика - Администрации городского округа "Город Волжск" (далее по тексту Заказчик) - Тиминой С.М., действующей на основании доверенности от 23.06.2014 г. N 3201/2636;
в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис", ОГРН 1107746018302 (далее - ООО "Комплект сервис", Заявитель) извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Администрации городского округа "Город Волжск" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта: "Школа в г. Волжске (1 пусковой комплекс - учебный корпус для начального звена и дошкольных групп, столовая, медицинский блок)", номер извещения 0108300011414000036 в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: www.zakupki.gov.ru, (далее - электронный аукцион)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в порядке перенаправления из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - Администрации городского округа "Город Волжск" при проведении электронного аукциона N 0108300011414000036.
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ) поскольку в состав одного лота электронного аукциона включены товары технологически и функционально не связанные ни между собой, ни с предметом аукциона (выполнение работ по строительству и приобретение мебели, инвентаря и оборудования).
На заседании Комиссии Марийского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу Заявителя необоснованной, поддержала письменные объяснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы указав, что документация электронного аукциона соответствует действующему законодательству. Администрация городского округа "Город Волжск" считает, что выполнение работ по строительству и сдаче объекта в установленный срок - до 01 августа 2015 года и приобретение мебели, инвентаря и оборудования являются функционально связанными с объектом строительства, а также усматривается единая цель торгов (ввиду очевидных потребностей заказчика) - приведение соответствующих помещений в состояние, пригодное для осуществления учебного процесса, указала, что строительство осуществляется "под ключ".
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системе в сфере закупок, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки.
Изучив доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия пришла к следующим выводам.
Распоряжением главы администрации городского округа "Город Волжск" Сенченко Н.Г. от 29.05.2014 г. N 278 "О проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по строительству объекта: "Школа в г. Волжске (1 пусковой комплекс - учебный корпус для начального звена и дошкольных групп, столовая, медицинский блок)" было принято решение об организации проведения указанного электронного аукциона.
Извещение о проведении данного электронного аукциона N 0108300011414000036 размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 30.05.2014 г.
Предметом электронного аукциона является выполнение работ по строительству объекта: "Школа в г. Волжске (1 пусковой комплекс - учебный корпус для начального звена и дошкольных групп, столовая, медицинский блок).
Начальная (максимальная) цена контракта: 108 791 290 (сто восемь миллионов семьсот девяносто одна тысяча двести девяносто рублей) 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 16.06.2014 г. 12:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 20.06.2014 г.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 23.06.2014 г. 11:05.
В ходе проведения внеплановой проверки процедуры электронного аукциона Комиссией Марийского УФАС России выявлены нарушения в содержании аукционной документации Заказчика.
1. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Как установлено в части 5 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 6 названной статьи при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Законодательство о контрактной системе допускает включение в состав одного предмета закупки выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. Таким образом, при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Как следует из пункта 2 Технического задания электронного аукциона подрядчику необходимо выполнить следующие виды работ в соответствии с локальными сметами: вырубка деревьев; снос забора; демонтажные работы, основные объекты строительства (школа(1 пусковой комплекс - учебный корпус для начального звена и дошкольных групп, столовая, медицинский блок); наружное электроосвещение; сети слабого тока; тепловые сети; наружные сети водоснабжения; наружные сети канализации; вертикальная планировка; благоустройство; озеленение; малые архитектурные формы; ограждение.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания документации электронного аукциона, локальной сметой N02-01-10 доп. (локальный сметный расчет на технологическое оборудование), локальной сметой N02-01-10 изм. (локальный сметный расчет на технологическое оборудование) требуется приобретение, поставка и монтаж технологического оборудования, мебели и инвентаря для школы, дошкольных групп, столовой, медицинского блока. Исходя из предмета контракта и согласно проекту подрядчик должен приобрести технологическое оборудование, произвести его доставку до объекта, произвести монтаж, подключение к сетям водопровода, канализации, сетям электроснабжения и произвести пробный пуск оборудования с составлением соответствующего акта, подписанного представителем подрядчика эксплуатирующей организацией; осуществить расстановку мебели.
Таким образом, в рассматриваемом случае поставка и установка названного оборудования и мебели технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами. Следовательно, хозяйствующие субъекты, готовые поставить и установить технологическое оборудование, мебель и инвентарь, не смогут принять участие в рассматриваемом электронном аукционе.
Включение заказчиком в аукционную документацию строительно-монтажные работы и поставку, установку оборудования, технологически и функционально не связанного со строительно-монтажными работами, лишило потенциальных участников закупки, не имеющих свидетельства о допуске к работам по генподряду, возможности претендовать направо заключения контракта на поставку соответствующей мебели, технологического оборудования и инвентаря.
Следовательно, объединение в составе одной закупки способом электронного аукциона различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке, так как участник электронного аукциона не допускается к участию в случае, если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации.
Изложенное свидетельствует о нарушении муниципальным заказчиком, разработавшим документацию об открытом аукционе в электронной форме подобным образом, требований части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Ссылки заказчика на пункт 2 Приложения к Положению Постановление Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 в части включения в договорную цену при строительстве объектов "под ключ", помимо прочего, стоимости оборудования, мебели, инвентаря, являются несостоятельными, поскольку утвержденное указанным Постановлением Положение об организации строительства объектов "под ключ" подлежит применению в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, в том числе Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Комплект сервис" признаются Комиссией обоснованными.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Администрации городского округа "Город Волжск" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Администрации городского округа "Город Волжск" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела N02-06/67-14 соответствующему должностному лицу для возбуждения административного производства
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Фадеева
Члены Комиссии: А.И. Кутюкова
Е.Ю. Оплачко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 25 июня 2014 г. N 02-06/67-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2014