Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 июня 2014 г. N А277-06/14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 28.12.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Агростройсервис" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту хирургического отделения, 2 пост, для нужд МБУЗ "Моздокская районная больница" (электронный аукцион N 0110300000814000007, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
3 июня 2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Агростройсервис" (далее - Заявитель) о нарушении Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Моздокская районная больница" (далее - МБУЗ "Моздокская районная больница", Заказчик) при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что по результатам проведенного 08.05.2014 года электронного аукциона N0110300000814000007 "Текущий ремонт хирургического отделения, 2 пост, для нужд МБУЗ "Моздокская районная больница", заявитель был признан победителем.
16.05.2014 года, на электронную площадку ЗАО "Сбербанк-АСТ" заказчиком был направлен проект муниципального контракта.
В связи с направлением Заказчику протокола разногласий и его рассмотрением, проект контракта был повторно направлен с учетом протокола разногласий на электронную площадку 22.05.2014 года. Таким образом, срок направления подписанного контракта победителем был не позднее 28.05.2014 года.
В соответствии с пунктом 2.9. Контракта, предусмотрено обеспечение исполнения контракта. На основании пункта 2.9.1. Контракта, подрядчик представляет обеспечение исполнения Контракта одним из следующих способов: в виде банковской гарантии, или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика.
26.05.2014 года Заявитель направил Заказчику и на электронную площадку подписанный со своей стороны проект договора с приложением в обеспечение исполнения контракта банковской гарантии NБГ142108122-2014 от 26.05.2014 года, выданной ЗАО АКБ "Владикавказский Коммерческий Банк".
28.05.2014 года МБУЗ "Моздокская районная больница" направило на электронную площадку и в адрес подрядчика уведомление об отказе от заключения контракта, обвинив Заявителя в уклонении от заключения контракта. Причиной отказа от заключения контракта послужило нарушение Заявителем пункта 2.9.2 Контракта, согласно которому, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее, чем на один месяц. При этом срок действия гарантии, предоставленной подрядчиком - по 30.09.2014 года, то есть в течение всего срока действия контракта.
Заявитель считает действия Заказчика неправомерными, и порочащими его деловую репутацию по следующим основаниям:
Согласно пункту 2.9.1 Контракта, Подрядчик представляет обеспечение его исполнения одним из следующих способов: в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на расчетный счет Заказчика. Поскольку предоставленная банковская гарантия не принята Заказчиком, Заявитель имел возможность представить обеспечение в виде внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика. Однако в этом Заявителю было отказано.
При этом, в нарушение пункта 8 статьи 64 Закона о контрактной системе, заказчик не указал срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта в документации к электронному аукциону, то есть не были указаны реквизиты расчетного счета, на котором, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Об отказе в принятии банковской гарантии Заказчик информирует участника закупки в трехдневный срок в письменном виде. Заявитель жалобы считает, что Заказчик при отклонении банковской гарантии должен был выложить на электронной площадке уведомление об отказе в её принятии и протокол разногласий.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком неправильно применена норма части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которой участник считается уклонившимся от заключения контракта только в случае непредставления обеспечения исполнения контракта. В указанном случае обеспечение было представлено. Заявитель считает, что имелась возможность представить обеспечение в виде перечисления денежных средств на расчетный счет, о чем Заказчику было сообщено дополнительно. По словам представителя Заявителя, МБУЗ "Моздокская районная больница" на это предложение не ответило.
Представитель Заявителя также указал, что общество готово приступить к выполнению работ, и внести денежные средства на расчетный счет Заказчика для обеспечения контракта.
Участвующая при рассмотрении жалобы представитель МБУЗ "Моздокская районная больница" пояснила, что в соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе Заявитель должен был подписать проект контракта, либо разместить протокол разногласий и одновременно предоставить банковскую гарантию, или документ, подтверждающий перечисление денежных средств на расчетный счет Заказчика.
Заявитель разместил на Официальном сайте протокол разногласий 21 мая 2014 г. без предоставления банковской гарантии, и без внесения денежных средств на расчётный счет Заказчика. По словам представителя Заказчика, новый проект Контракта, с учетом протокола разногласий Заявителя, был направлен победителю Аукциона 22.05.2014 года.
Проект нового контракта был подписан Заявителем 26.05.2014 года, и была выставлена банковская гарантия от 26.05. 2014 г. со сроком действия по 30.09. 2014 г. При этом срок окончания действия банковской гарантии, согласно Аукционной документации, должен истекать не ранее 30.10.2014 года.
Таким образом, банковская гарантия содержит условия, противоречащие части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. В пункте 28 Аукционной документации от 23.04.2014 г. указано, что срок предоставления обеспечения исполнения муниципального контракта - в течение пяти дней со дня размещения Заказчиком на электронной площадке проекта контракта. Кроме того, по словам представителя Заказчика, в извещении был указан расчетный счет, на который победитель мог перечислить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, однако, денежные средства Заявитель не перечислил.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 23 апреля 2014 года на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (далее - Официальный сайт) уполномоченным органом - Администрацией местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - Уполномоченный орган) на основании заявки муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница" было опубликовано Извещение N0110300000814000007 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту хирургического отделения, 2 пост, для нужд МБУЗ "Моздокская районная больница", а также Документация об электронном аукционе, утвержденная 23.04.2014 года N002/04-14 (далее - Аукционная документация). Начальная (максимальная) цена контракта - 2 256 926,0 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Приложение N1 к заявке муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница" на организацию определения поставщика в уполномоченный орган - Администрацию местного самоуправления Моздокского района (входящий номер АМС Моздокского района N2 от 21.04.2014 года) в пунктах 57 (3), 292 (3), 314 (3), 350 (3), 439 (3) Технического задания содержит требование об использовании клея плиточного "Старатель - стандарт" и затирки "Старатели", что ограничивает количество участников закупки теми из них, которые имеют возможность использовать в ходе выполнения работ клей плиточный "Старатель - стандарт" и затирку "Старатели".
Действия должностного лица Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименования производителя, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Частями 1 - 6 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий, и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, протокол разногласий.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частями 3-5 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что 16.05.2014 года, на электронную площадку ЗАО "Сбербанк-АСТ" Заказчиком был направлен проект Контракта на выполнение работ по текущему ремонту хирургического отделения, 2 пост, для нужд МБУЗ "Моздокская районная больница" (далее - Контракт).
Извещением N0110300000814000007 о проведении Аукциона, а также Пунктами 2.9.1 и 2.9.2 проекта Контракта установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 11 проекта Контракта, он вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30 сентября 2014 года.
21 мая 2014 года Заявитель разместил на Официальном сайте протокол разногласий к вышеуказанному Контракту.
В связи с направлением Заказчику протокола разногласий и его рассмотрением, проект контракта был повторно направлен с учетом протокола разногласий на электронную площадку 22.05.2014 года.
Проект Контракта с внесенными в него Заказчиком изменениями был подписан Заявителем 26 мая 2014 г., а также Заказчику была предоставлена банковская гарантия NБГ 142108122-2014 от 26 мая 2014 г., выданная ЗАО АКБ "Владикавказский коммерческий банк" со сроком действия по 30 сентября 2014 года включительно.
Таким образом, банковская гарантия NБГ 142108122-2014 от 26 мая 2014 г, предоставленная Заявителем заказчику в качестве обеспечения исполнения Контракта, не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В указанном извещении содержится информация о номере расчётного счета Заказчика без указания наименования банка, в котором он открыт, а также номер лицевого счета и БИК. Таким образом, Извещение не содержит полной информации о платежных реквизитах, что является препятствием участникам Аукциона для предоставления обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика.
Таким образом, в нарушение требования пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе, Извещение N0110300000814000007 не содержит информацию о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционе.
Действия должностного лица Уполномоченного органа - Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, выразившиеся в утверждении содержания Извещения N0110300000814000007 о проведении Аукциона, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Агростройсервис" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница" при проведении Аукциона на выполнение работ по текущему ремонту хирургического отделения, 2 пост, для нужд МБУЗ "Моздокская районная больница" (электронный аукцион
N 0110300000814000007).
2. Признать в действиях муниципального заказчика - МБУЗ "Моздокская районная больница" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях уполномоченного органа - Администрации местного самоуправления Моздокского района нарушение требований пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - МБУЗ "Моздокская районная больница" и уполномоченному органу - Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела NА277-06/14 в отдел контроля закупок Северо - Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Моздокская районная больница" и уполномоченного органа - Администрации местного самоуправления Моздокского района.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 9 июня 2014 г. N А277-06/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2014