Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 июня 2014 г. N А279-06/14
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
с участием:
- представителя ФГУП "Владикавказский центр протезирования и ортопедии" Минтруда России,
- представителей Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 28.12.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ФГУП "Владикавказский центр протезирования и ортопедии" Минтруда России на действия Заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания) при проведении электронного аукциона N 0210100000114000089 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2014 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ФГУП "Владикавказский центр протезирования и ортопедии" Минтруда России (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Заказчик) при проведении Аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что 2 июня 2014 года на электронной площадке РТС - тендер Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания разместило сообщение о проведении электронного аукциона N0210100000114000089 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году.
В техническом задании Раздела III Аукционной документации установлено требование - "изготовление по обмерам", что требует снятия мерок у пациента и проведения примерки лифов для крепления протезов грудной железы.
Как указал Заявитель, в обосновании цены контракта Заказчик ссылается на условия контракта N0256100000213000405 из Единого реестра контрактов, в соответствии с пунктом 3.1 которого Исполнитель производит изготовление лифов для крепления протезов грудной железы из полуфабрикатов, что снижает трудоемкость изделия и, соответственно, его цену.
5 июня 2014 года в 9 часов 44 минуты на электронной площадке РТС - тендер Заявитель направил Заказчику запрос о разъяснении неправомерного использования в обосновании цены Аукциона N0210100000114000089 условий договора N0256100000213000405, имеющего иные условия изготовления лифов для крепления протезов грудной железы, с требованием изменения условий технического задания Аукционной документации (номер запроса 80301).
Участвующий при рассмотрении жалобы представитель Заявителя также указал, что в 2013 году Заявителем уже были заключены и исполнялись контракты, заключенные с Заказчиком по цене 2080 рублей за одно изделие, в то время, как цена одного изделия, согласно Аукционной документации, составляет 1098 рублей 12 копеек. Представитель Заявителя также пояснил, что в обоснование начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком взяты в расчет цены по исполненным контрактам, в том числе, по исполненному контракту N 1023 от 20.11.2013 с номером реестровой записи N0256100000213000405, в котором указано, что при изготовлении изделия используется полуфабрикат, в то время, как Заявителем изготовление лифов для крепления протезов грудной железы производится по индивидуальным обмерам получателей работ, с примеркой изделий на стадии изготовления, зачастую - с необходимостью подгонки размеров изготавливаемых изделий. По мнению Заявителя, обоснование технических условий изготовления лифов в Техническом задании Аукционной документации не соответствует цене, указанной в качестве начальной (максимальной) цены контракта, и что Заказчику в Техническое задание необходимо внести дополнение о возможности использования полуфабриката при выполнении работ по изготовлению лифов для крепления протезов грудной железы.
Участвующие при рассмотрении жалобы представители Заказчика указали, что Региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия - Алания 02 июня 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) было размещено Извещение N0210100000114000089 и документация о проведении электронного аукциона N56 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году.
05.06.2014 года на электронную площадку Автоматизированной системы торгов rts-tender.ru поступил запрос о разъяснении положений Аукционной документации. Руководствуясь требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса было направлено разъяснение положений Аукционной документации.
В частности, участнику размещения заказа было разъяснено, что расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) осуществлен Методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе, и пунктом 3.7.3. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Приказ). Поиск ценовой информации осуществлялся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
В Приказе рекомендуется принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены, и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
Для обоснования НМЦК Заказчиком были выбраны три Государственных контракта из Единого реестра контрактов, а именно: контракт N 1023 от 20.11.2013 с номером реестровой записи N0256100000213000405, контракт
N 587 от 30.10.2012 с номером реестровой записи N0266100000412000192 и контракт N 889 от 12.12.2013 с номером реестровой записи N0225100000113000363.
По словам его представителей, выбранные Заказчиком контракты удовлетворяют всем требованиям Закона о контрактной системе и Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. В Аукционной документации на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году, Заказчик обозначил условие изготовления изделий по обмерам. В выбранных Заказчиком контрактах данное условие соблюдается.
По словам представителя Заказчика, во всех трех вышеуказанных контрактах, использованных при расчете начальной (максимальной) цены, указано, что изделия - лифы для крепления протезов грудной железы изготавливаются по обмерам получателей изделий, и указанная Техническом задании цена за одно изделие в размере 1098 рублей 12 копеек не является низкой, в то время, как в реестре контрактов имеются сведения об исполненном контракте с ценой аналогичных изделий 525 рублей.
Как указали представители Заказчика, в документации об аукционе
N 0210100000114000089 Заказчик указал, что в цену контракта включаются все расходы Исполнителя по его исполнению, в том числе - и расходы по выполненным работам (с учетом физиологических данных их получателей), содержащимся в индивидуальной программе реабилитации, доставке результата работ получателям, а также налоги, сборы и иные обязательные платежи, в случае если уплата указанного налога предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
Представители Заказчика также пояснили что к расходам исполнителя по исполнению контракта может входить, том числе, закупка полуфабрикатов, снятие мерок, изготовление, примерка изделия.
Применение вышеуказанных контрактов для обоснования НМЦК является, с точки зрения представителей Заказчика, правомерным, так как вышеуказанные контракты удовлетворяют всем требованиям законодательства и аукционной документации.
Представители Заказчика также указали, что в 2013 году и ранее Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта использовались цены по уже исполненным контрактам, заключенным самим Заказчиком, с применением индекса потребительских цен, установленным Министерством экономического развития на соответствующий год. В связи с вышеизложенными доводами, Заказчик считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
02.06.2014 года на Официальном сайте государственным заказчиком - Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания было размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0210100000114000089 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году, а также документация об Аукционе, утвержденная 30.05.2014 года (далее - Аукционная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК), указанная в Извещении N0210100000114000089 и в Аукционной документации - 191 072 (сто девяносто одна тысяча семьдесят два) рубля 88 копеек, а цена одного изделия составляет 1098 рублей 12 копеек.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
Разделом III Техническое задание Аукционной документации установлено, что ортезы должны отвечать требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51632-2000 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний"; 06 03-06 15, 06 31 03, 04 13, 04 13 21, 04 12, 06 31 15, 06 31 ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности", а также соответствовать Республиканскому стандарту РСФСР РСТ РСФСР 644-80 "Изделия протезно-ортопедические. Общие технические требования", Межгосударственному стандарту ГОСТ 29097-91 (ИСО 4074-4-80) "Изделия корсетные. Общие технические условия".
Разработка, производство, сертификация, эксплуатация, ремонт, снятие с производства ортезов должны отвечать требованиям ГОСТ Р 15.111-97 "Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов".
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частями 2 - 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 3.7.3 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
Как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК), указанная в Извещении N0210100000114000089 и в Аукционной документации - 191 072 (сто девяносто одна тысяча семьдесят два) рубля 88 копеек, а цена одного изделия составляет 1098 рублей 12 копеек, количество изделий - 174 штуки.
Для обоснования НМЦК Заказчиком были выбраны три государственных контракта из Единого реестра контрактов, а именно: контракт N 1023 от 20.11.2013 с номером реестровой записи N0256100000213000405, заключенный Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, контракт N 587 от 30.10.2012 с номером реестровой записи N0266100000412000192, заключенный Государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, и контракт N 889 от 12.12.2013 с номером реестровой записи N0225100000113000363, заключенный Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно разделу III Техническое задание Аукционной документации, требуется выполнить работы по изготовлению "лифов для крепления протезов грудной железы, отдел позвоночника - грудной, фиксирующие, с использованием хлопчатобумажных тканей и эластичные материалов. Изготовление по обмерам. Изделия постоянные, специальные". Выполнение работ по ортезированию должно соответствовать назначениям медико-социальной экспертизы, а также врача. При выполнении работ по ортезированию должен быть осуществлен контроль при примерке и обеспечении инвалидов указанными средствами реабилитации. Инвалиды не должны испытывать болей, избыточного давления, обуславливающих нарушения кровообращения.
Согласно пункту 3.1 проекта Государственного контракта, "в цену Контракта включаются все расходы Исполнителя по исполнению Контракта, в том числе - расходы по выполненным с учетом физиологических данных Получателей работам, содержащимся в Индивидуальной программе реабилитации, доставке результата работ Получателю, а также налоги, сборы и иные обязательные платежи, в случае если уплата указанного налога предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации".
В то же время, согласно документации о проведении аукциона N0256100000213000256 и пункту 3.1 государственного контракта, заключенного Государственным учреждением - Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (номер реестровой записи 0256100000213000405), цена которого была использована при определении НМЦК Аукционной документации, установлено, что "в цену контракта включаются все расходы исполнителя по исполнению контракта, в том числе закупке полуфабрикатов, снятию мерок, изготовлению, примерке, индивидуальной подгонке, хранению и выдаче протезов грудной (молочной) железы и бюстгальтеров для фиксации протезов грудной (молочной) железы, уплате всех пошлин, налогов и других обязательных платежей, гарантийному обслуживанию". Цена одного изделия - бюстгальтера для фиксации протеза грудной (молочной) железы - ЛФК, согласно заключенному контракту, составляет 1019 рублей.
Аукционной документацией и пунктом 3.1 Государственного контракта, заключенного Государственным учреждением - Тульским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (номер реестровой записи N0266100000412000192), который также был использован Заказчиком при определении НМЦК Аукциона, установлено, что в цену контракта включаются все расходы, в том числе, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, а цена одного изделия - экзопротеза грудной (молочной) железы и лифа составляет, согласно заключенному контракту, 925 рублей 46 копеек.
Аукционной документацией и государственным контрактом (номер реестровой записи N0225100000113000363), заключенным Государственным учреждением - Астраханским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, который также был использован Заказчиком при определении НМЦК Аукциона, установлено, что предметом открытого аукциона в электронной форме является выбор исполнителя для заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению инвалидов экзопротезами, лифами для крепления экзопротезов для протезирования женщин после мастэктомии для обеспечения ими инвалидов в 2013 году. Согласно заключенному контракту, цена за единицу товара (работы, услуги) составляет 1 274 рубля 00 копеек, и цена контракта включает в себя все расходы на выполнение работ, в том числе - доставку готовых изделий до получателей, налоги и другие обязательные платежи, которые исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям статей 22 и 33 Закона о контрактной системе, а начальная (максимальная) цена установлена на основании информации о ценах на идентичные и однородные товары.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России N893/13 от 21.12.2013 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ФГУП "Владикавказский центр протезирования и ортопедии" Минтруда России на действия Заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания при проведении электронного аукциона N 0210100000114000089 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов лифами для крепления протезов грудной железы в 2014 году.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 июня 2014 г. N А279-06/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2014