Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 июня 2014 г. N 05-05-06/92-14
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.06.2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Хаджиев Ф.А., врио руководителя Тывинского УФАС России,
члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти
Хайын С.С. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
при участии в рассмотрении жалобы представителей:
государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства":
- "_";
подателя жалобы - ООО "Строительно-дорожная лаборатория":
- "_".
рассмотрев жалобу (вх. N 2820 от 06.06.2014 года) ООО "Строительно-дорожная лаборатория" ("_") на действия котировочной комиссии государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" при проведении запроса котировок N 0312100005614000036 на ремонт автомобильной дороги Р-257 "Енисей" - Красноярск, Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 525+000 - км 542+000 (проведение приемочной диагностики) и в результате осуществления внеплановой камеральной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно доводам подателя жалобы котировочная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в запросе котировок заявке ООО "Строительно-дорожная лаборатория" (далее - ООО "СДЛ"), не приняв ее к рассмотрению. Заявка была предоставлена непосредственно перед вскрытием заявок.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на пункт 7 извещения, согласно которому участникам предоставляется возможность подачи заявок до непосредственного вскрытия заявок.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами подателя жалобы и пояснил, что ООО "СДЛ" предоставило котировочную заявку после окончания срока подачи заявок, предусмотренного извещением о проведении запроса котировок, а именно непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками. В связи с чем, котировочной комиссией заказчика обоснованно отказано в допуске к участию в запросе котировок заявке ООО "СДЛ".
Рассмотрев жалобу и проведя внеплановую камеральную проверку аукциона в электронной форме N 0312100005614000036, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Енисей") на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 23.05.2014 года размещено извещение о проведении запроса котировок N 0312100005614000036 на ремонт автомобильной дороги Р-257 "Енисей" - Красноярск, Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 525+000 - км 542+000 (проведение приемочной диагностики), начальная (максимальная) цена контракта 186 830,00 рублей.
Согласно извещению о проведении запроса котировок дата начала подачи котировочных заявок - 23.05.2014 года, дата и время окончания подачи заявок - 30.05.2014 года 09 часов 00 минут. Дата и время проведения вскрытия заявок - 02.06.2014 года 09 часов 00 минут.
Документация о проведении запроса котировок на ремонт автомобильной дороги Р-257 "Енисей" - Красноярск, Абакан, Кызыл до границы с Монголией, участок км 525+000 - км 542+000 (проведение приемочной диагностики) утверждена приказом ФКУ Упрдор "Енисей" от 15.05.2014 года N 10.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На момент проведения запроса котировок действовал Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
В силу части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Согласно извещению о проведении запроса котировок дата и время окончания подачи заявок - 30.05.2014 года 09 часов 00 минут.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что заявка подателя жалобы (ООО "СДЛ") подана по истечении указанных в извещении о проведении запроса котировок даты и времени подачи заявок, непосредственно перед вскрытием котировочных заявок, а именно 02.06.2014 года в 09 часов 00 минут. Также данный факт не оспаривается подателем жалобы и представителем государственного заказчика.
Частью 5 статьи 77 Закона о контрактной системе установлено, что заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. При проведении запроса котировок в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона возврату подлежит также заявка на участие в запросе котировок, поданная лицом, иск о расторжении контракта с которым подан в суд, в случае, указанном в пункте 1 части 1 статьи 76 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки. Конверты с такими заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, цена товара, работы или услуги, указанная в такой заявке, информация, необходимая заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Так, государственным заказчиком установлена в извещении дата окончания подачи заявок 30.05.2014 года, дата и время проведения вскрытия заявок - 02.06.2014 года 09 часов 00 минут.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам запроса котировок была предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с такими заявками и (или) об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Из смысла указанной нормы следует, что при вскрытии конвертов с заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, предоставляется возможность присутствовать только лицам, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или их представителям.
Согласно части 3 статьи 78 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Таким образом, учитывая требования части 2 статьи 78, части 5 статьи 77 Закона о контрактной системе, котировочная комиссия непосредственно перед вскрытием заявок объявляет лицам, подавшим заявки на участие в запросе котировок до момента окончания срока подачи заявок, предусмотренного в извещении о проведении запроса котировок, и присутствующим при вскрытии заявок, о возможности подачи заявок.
На основании изложенного, доводы подателя жалобы о необоснованном отказе в допуске к участию в запросе котировок заявки ООО "СДЛ", поданной по истечении срока подачи заявок, предусмотренного в извещении о проведении запроса котировок, являются необосванными.
По результатам проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок;
3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 4 статьи 77 Закона о контрактной системе заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает, в том числе подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системы Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии пунктом 1 Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913, официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является сайт www.zakupki.gov.ru.
Указанный официальный сайт разрабатывался для процедуры размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с чем не имеет технической возможности обеспечить подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (в настоящем случае - в запросе котировок) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0312100005614000036 заявка на участие в запросе котировок подается в письменной форме в запечатанном конверте по адресу заказчика или в форме электронного документа по адресу: m54enisey@ramler.ru. Котировочная заявка в форме электронного документа должна быть подписана электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 5.2).
В связи с отсутствием единой информационной системы государственный заказчик не имеет возможности обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечить рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, государственный заказчик в нарушение части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе предусмотрел в документации о проведении запроса котировок возможность подачи заявки в электронной форме.
Согласно протоколу N 38 рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок от 02.06.2014 года по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок поступили 2 котировочные заявки с одинаковыми ценовыми предложениями 186 830 рублей в бумажном и электронном виде, обе которые котировочной комиссией допущены.
Заявка N 1 (ООО "Дорожно-строительная компания "Союз") в бумажной форме поступила 29.05.2014 года в 15 часов 20 минут.
Заявка N 2 (ООО "Центр дорожных исследований") в электронной форме поступила 30.05.2014 года в 08 часов 57 минут.
Дата и время подачи заявок зафиксированы в протоколе N 38 от 02.06.2014 года.
В связи с тем, что единая информационная система не функционирует и отсутствует возможность подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, котировочная заявка, поданная в форме электронного документа не должна рассматриваться.
В связи с тем, что котировочная заявка в бумажной форме поступила ранее котировочной заявки в электронной форме, Комиссия Тывинского УФАС России не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-дорожная лаборатория" необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой камеральной проверки признать в действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали М-54 "Енисей" Федерального дорожного агентства" нарушение части 1 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении запроса котировок возможности подачи заявок в электронной форме при отсутствии функционирующей единой информационной системы.
Председательствующий Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак |
|
|
|
А.В. Черепанов |
|
|
|
А.В. Саин |
|
|
|
С.С. Хайын |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 июня 2014 г. N 05-05-06/92-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014