Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июня 2014 г. N 06-379/14т
изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "РТ-Сайнс" (далее - ЗАО "РТ-Сайнс", заявитель): Копырина К.Н. (представитель по доверенности);
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Управление физической культуры и массового спорта" (далее - заказчик, Управление физической культуры и массового спорта): Местников Е.С. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа и аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Веревкин С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "РТ-Сайнс" на действия (бездействия) закупочной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей VI Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия) (0116200007914002916), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
30 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "РТ-Сайнс" на действия (бездействия) закупочной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей VI Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 6 июня 2014 года в 11 часов 00 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "РТ-Сайнс" пояснил следующее.
Заявитель не согласен с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе (заявка не содержала места происхождения товара). Считают, что в рекомендуемой форме не предусмотрена необходимость указания места происхождения товара. Наименование производителя не указали, так как изготовление медалей проводят самостоятельно, а указание участника не допускается по Закону N 44-ФЗ.
Предметом аукциона выступает изготовление наградных и памятных медалей, без выставления требований к используемому в ходе выполнения работ товару, таким образом, участник осуществления закупки обязан предоставить только согласие на выполнение работ.
Просит провести проверку действий комиссии и признать указанные действия неправомерными.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара: должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации.
Согласно ч. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное ли неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1519 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.
Согласно сведениям из Реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации таких обозначений зарегистрировано 149, причем таких, которые бы соответствовали указанным в заявке заявителя, в Реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации не содержится.
Таким образом, участник должен был либо указать наименование места происхождения товара в соответствии со свидетельством (ч. 2 ст. 1518 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо наименование производителя товара. Заявка заявителя не содержала данных сведений. Исходя из представленной информации невозможно установить, какой товар предлагает участник.
Поскольку предметом контракта выступает не только выполнение работ по изготовлению наградных и памятных медалей, с использованием товара, а также поставка таковых, то требовалось не только согласие на выполнение работ, но и конкретные показатели товара, в том числе указание места происхождения товара или наименование производителя.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель заказчика пояснил следующее.
Считают, что требовалось только согласие на выполнение работ. Заказчика интересует конечный результат, а именно медали для спортивных игр.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
8 мая 2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещены извещение N 0116200007914002916 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей VI Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия), а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 087 467, 00 рублей.
13 мая 2014 года внесены изменения в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона.
Дата окончания подачи заявок, установленная указанным извещением - 22 мая 2014 года до 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 23 мая 2014 года.
23 мая 2014 года состоялось рассмотрение первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007914002916-1. Согласно указанному протоколу в адрес уполномоченного органа поступили пять заявок от участников осуществления закупки, аукционная комиссия приняла решение допустить к процедуре электронного аукциона участников закупки под порядковыми номерами 3, 4, отказать в допуске участникам закупки под порядковыми номерами 1, 2, 5.
26 мая 2014 года проведена процедура электронного аукциона, предложения участников закупки выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
1 |
396 924,82 |
26.05.2014 06:16:56.943 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
402 362,16 |
26.05.2014 06:16:43.260 (по московскому времени) |
понижение |
На момент рассмотрения жалобы по существу вторые части заявок участников не рассмотрены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "РТ-Сайнс" обоснованной по следующим основаниям.
Протоколом N 0116200007914002916-1 от 23 мая 2014 года участнику под порядковым номером 5 отказано в допуске к процедуре электронного аукциона в сиу следующего: "Не допустить на основании п.1 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и п.п. 1.1.2 документации об ЭА в связи с непредставлением информации. Участник закупки не указал наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
Требование документации об электронном аукционе, а именно п.п. 1.1.2 содержит следующее: "1. 1 Электронный аукцион на поставку товара 1.1.2. Если документация об электронном аукционе не содержит указания на товарный знак:
1.1.2.1. Участник закупки должен указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (подпункт "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44 - ФЗ).
! случае, если предлагаемый к поставке товар не имеет товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезных моделей, промышленных образцов, то первая часть заявки должна содержать сведения об их отсутствии.
При этом наименования, количество и значения показателей товара, содержащиеся в первой части заявки участника закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей товара, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки". Соответствие предлагаемого товара будет устанавливаться по всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки".
Таким образом, аукционная комиссия применила положение о поставке товара, отнеся предмет аукциона - выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей к поставке товара.
Комиссия считает, что участник закупки ООО "РТ-Сайнс" не допущен к участию в аукционе неправоверно в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Часть 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ ставит в зависимость требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе от объекта (предмета) закупки, а именно поставки товара, поставки товара с указанием конкретных показателей, выполнения работ или выполнения работ с использованием материала. В зависимости от предмета выставляются следующие требования:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Извещением о проведении электронного аукциона в поле "Наименование объекта закупки" прописано: "Выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей VI Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия)". В части 1 "Информационная карта" документации указано идентичное положение.
Пункт 1.1. проекта договора предусматривает, что заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по изготовлению наградных и памятных медалей и поставить изготовленные медали до Заказчика, пункт 1.2. предусматривает, что результатом работ по настоящему Договору являются изготовленные, в соответствии с заданием Заказчика и утвержденным им эскизом, наградные и памятные медали.
Аукционная комиссия ошибочно определила правовую природу как аукциона, так и договора, что привело к применению не подлежащих применению норм материального права, регулирующих поставку товара, и, как следствие, к неверному принятию решения о не допуске участников закупки.
В указанном случае подлежит применению положения договора подряда.
Договор подряда охватывает как изготовление изделия, так и его передачу заказчику.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации, ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Заявитель, давая согласие на выполняемые работы, принимает на себя обязательства изготовить медали в соответствии с перечисленными техническими параметрами.
В силу статьи 703 Гражданского кодекса Российской Федерации договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику (пункт 1). По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику (пункт 2). Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
"Описание объекта закупки" документации содержит требования к медали, ленте для медалей, памятным медалям, футлярам к памятным медалям, причем описание носит конечные требования к самому продукту, а не к применяемым товарам, в ходе выполнения работ. Описание объекта закупки содержит функциональные, технические и качественные характеристики выполнения самой работы, так как специфичность и индивидуальность изготовления самой медали должно быть оговорено заказчиком, исходя из его потребности.
Таким образом, в указанном осуществлении закупки при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией подлежат применению нормы пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, а не ошибочно примененное положение нормы подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Материалами дела установлено, что участник закупки ООО "РТ-Сайнс" предоставил согласие на выполнение работ, признание аукционной комиссией заявки ООО "РТ-Сайнс" не допущенной к процедуре электронного аукциона является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "РТ-Сайнс" на действия (бездействия) закупочной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению и поставке наградных и памятных медалей VI Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия) (0116200007914002916) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В.Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 июня 2014 г. N 06-379/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2014