Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июня 2014 г. N 06-387/14т
изготовлено в полном объеме 17 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью СТК "СеверСтрой" (далее - ООО СТК "СеверСтрой", заявитель): Иванов А.А. (представитель по доверенности);
от заказчика МБОУ "Хара-Улахская СОШ" (далее - заказчик, МБОУ "Хара-Улахская СОШ"): не явились, извещены надлежащим образом;
от администрации муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя стороны,
рассмотрев жалобу ООО СТК "СеверСтрой" на действия заказчика, уполномоченного органа администрации муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ" (извещение N 0116300043814000012), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
3 июня 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО СТК "СеверСтрой" на действия заказчика, уполномоченного органа администрации муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ" (извещение N 0116300043814000012).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 10 июня 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Якутского УФАС России.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО СТК "СеверСтрой" пояснил следующее.
Заявитель является победителем электронного аукциона по указанному выше предмету, обжалует отказ заказчика от подписания контракта.
Просит провести проверку и отменить оспариваемый протокол.
Письменное пояснение Администрации выглядит следующим образом:
"В администрацию МО "Поселок Тикси" поступило заявление от МБОУ "Хара-Улахская СОШ" (Заказчик) о том, чтобы мы подали на аукцион заявку на ремонт спортивного зала. Источник финансирования - республиканский бюджет.
Попросили нас потому, что у них нет ЭЦП, программы, сертификатов об обучении, а работу проводить надо. Лето у нас короткое и хотят успеть выполнить работу. Транспортная схема сложная для доставки материалов. Мы пошли им навстречу.
Кто подал на аукцион заявки, нам - администрации поселка Тикси, не принципиально, лишь бы не была фирма однодневка, которая берет предоплату и пропадает, и отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев вторые части заявок, Заказчик возмутился. Написали заявление, чтобы этой фирме "СеверСтрой" (Подрядчик) дали отказ. С этой фирмой 14 июня 2013 года Заказчик заключил контракт на ремонт кровли. От выполнения Подрядчиком работы Заказчик пришел в негодование. Ими написан акт об ужасном, некачественном выполнении работы, выводы - устранение недоделок до 30 июня 2014 года. Подрядчик потерял доверие у Заказчика и попросили нас не заключать контракт с фирмой "СеверСтрой". Поэтому мы - администрация МО "Поселок Тикси", дали отказ фирме "СеверСтрой". Ничего личного".
Письменного пояснения заказчик не предоставил.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
25 апреля 2014 года в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru муниципальным образованием "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) размещено извещение N 0116300043814000012 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ".
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 2 062 800 00 рублей.
Дата окончания подачи заявок, установленная указанным извещением - 8 мая 2014 года до 00 часов 00 минут.
16 мая 2014 года состоялось рассмотрение первых частей заявок, о чем составлен протокол N 00116300043814000012-1. Согласно указанному протоколу в адрес Администрации поступили две заявки от участников осуществления закупки, аукционная комиссия Администрации приняла решение допустить к процедуре электронного аукциона всех участников закупки.
21 мая 2014 года проведена процедура электронного аукциона, предложения участников закупки выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Время поступления предложения |
Номер заявки |
1 |
1897776.00 |
понижение |
19.05.2014 07:56:22 |
1, защищенный номер заявки: 7246406 |
2 |
1897776.00 |
понижение |
19.05.2014 08:11:05 |
2, защищенный номер заявки: 7279139 |
23 мая состоялось рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов аукциона, о чем составлен протокол N00116300043814000012-4. Аукционная комиссия Администрации признала заявки участников осуществления закупки соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО СТК "СеверСтрой" (защищенный номер заявки 7279139).
23 мая 2014 года размещен протокол отказа от заключения контракта с ООО СТК "СеверСтрой".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не подписан.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО СТК "СеверСтрой" обоснованной по следующим основаниям.
Протокол отказа от заключения контракта с ООО СТК "СеверСтрой" от 23 мая 2014 содержит следующее обоснование: "Причина отказа: Отказ Заказчика от заключения контракта с победителем аукциона (ч. 9 ст. 31 Закона 44-ФЗ), Пояснение: С участником ООО СТК "СеверСтрой" в 2013 году заказчик уже заключал Договор N 4, но ООО СТК "СеверСтрой" нарушая все сроки досих пор не выполнил необходимую работу, о чем подтверждается в приложениях 1, 2, 3 (приложены к протоколу подведения итогов".
Частью 1 статьи 70 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Между тем, указанное обоснование причин отказа (не исполнение договора по предыдущему заказу) не относится к возможным основаниям отказа от заключения контракта.
Более того, неисполнение договора не связанного с осуществлением закупки по электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ" не может являться основанием отказа в подписании контракта с победителем, так как часть 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывает исчерпывающий перечень оснований для отказа, такие как не соответствие требованиям документации, а также предоставление недостоверной информации участником.
Таким образом, отказ в заключении контракта с победителем электронного аукциона неправомерен, заказчик нарушил часть 1 статьи 70, часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба подлежит признанию обоснованной.
Внеплановой проверкой установлены следующие нарушения Закона о контактной системе.
Часть 2 статьи 38 Закона о контактной системе определяет, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
В части 5 указанной статьи указано, что при централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.
Согласно частей 1, 10 статьи 26 Закона N 44-ФЗ в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, при решении создания уполномоченного органа, заказчик обязан не только определить взаимодействие, но и оформить создание указанного органа в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что заказчик в лице МБОУ "Хара-Улахская СОШ" подал заявку на осуществление закупки на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ", Администрация муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) будучи не уполномоченным лицом, разместило извещение о проведении электронного аукциона.
Исходя из пояснений Администрации, а также представленных документов на запрос Якутского УФАС России следует, что между МБОУ "Хара-Улахская СОШ" и Администрацией муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) отсутствует какой-либо документ о взаимодействии заказчика и уполномоченного органа. Отсутствует также решение о создании правомочного уполномоченного органа в лице Администрации муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия).
В силу части 1 статьи 39 Закона о контактной системе предусмотрено, что для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии (ч.2 ст.39).
Протоколы, составленные в ходе осуществления закупки (протокол рассмотрения первых частей заявок N 00116300043814000012-1 от 16.05.2014 года, протокол рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов аукциона N 00116300043814000012-4 от 23.05.2014 года) содержат сведения о членах аукционной комиссии: Лиджиев С.Н., Петрученко С.В., Лазарев Е.С., Кыймина Д.П., Прокопьева М.М.
В материалах дела имеется распоряжение N 11/1 от 16 марта 2013 года о создании комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд МО "Булунский улус (район)", где предусмотрен аналогичный состав аукционной комиссии.
Таким образом, аукционная комиссия не имеет полномочий на рассмотрение заявок, поданных на участие в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ". Более того, указанная комиссия создана на основании положений норм закона утратившего силу. На момент рассмотрения жалобы по существу по запросу Якутского УФАС России заказчик иных документов не предоставил.
Заказчик нарушил норму части 1 статьи 39 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено в разделе "Требования к участникам" следующее: "1 Требование о наличии финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Требование о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Требование о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 2 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Пункт 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ определяет, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Таким образом, требование, установленное в извещении, является излишним и нарушает положение части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из сведений с общероссийского сайта по ссылке http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber =0116300043814000012 документация об электронном аукционе отсутствует, между тем, размещены иные документы: "смета Х-У СОШ", "проект контракта", "ДВ Х-У СОШ", где указанные выше требования не указаны.
Заказчик нарушил часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Размещенные на сайте zakupki.gov.ru документы: "смета Х-У СОШ", "проект контракта", "ДВ Х-У СОШ" содержат локальную смету N 13аб без даты, проект муниципального контракта и дефектную ведомость б/н и без даты, что не может в полной мере описать объект закупки, и дать полное представление о выполняемых работах участникам закупки. Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО СТК "СеверСтрой" на действия заказчика, уполномоченного органа администрации муниципального района "Поселок Тикси" Булунского улуса Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МБОУ "Хара-Улахская СОШ" (извещение N 0116300043814000012) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБОУ "Хара-Улахская средняя общеобразовательная школа" нарушившим части 2, 9 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 39, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64, часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному заказчику муниципальному бюджетному образовательному учреждению МБОУ "Хара-Улахская средняя общеобразовательная школа" предписание об аннулировании электронного аукциона.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В.Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 10 июня 2014 г. N 06-387/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2014