Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2014 г. N 06-363/14т
изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью рекламно-издательского центра "Офсет" (далее - ООО РИЦ "Офсет", Общество, заявитель): Захаров И.С. (представитель по доверенности);
от муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, Администрация): представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя заказчика,
рассмотрев жалобу ООО РИЦ "Офсет" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции (извещение N 0116300007614000049), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон о КС) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
27 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО РИЦ "Офсет" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции (извещение N 0116300007614000049).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 03 июня 2014 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО РИЦ "Офсет" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее:
Муниципальным заказчиком Администрацией муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции (извещение N 0116300007614000049) не рассмотрена котировочная заявка Общества (исх. N 42 от 20 мая 2014 года) поданная в электронном виде и подписанная усиленной электронной подписью на электронную почту муниципального заказчика, указанную в извещении о проведении запроса котировок tender-mirgorod@yandex.ru.
В протоколе N 54 от 22 мая 2014 года не содержится информации о котировочной заявке ООО РИЦ "Офсет".
Как следует из письменного пояснения муниципального заказчика по жалобе ООО РИЦ "Офсет" оглашенного в ходе рассмотрения дела в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок на портал www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Указанное требование закона противоречит доводам, изложенным в жалобе заявителя о том, что котировочная заявка Общества была подана на электронную почту заказчика. По данной причине котировочной комиссией котировочная заявка Общества не была указана в протоколе N 54 от 22 мая 2-14 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 мая 2014 года на официальном сайте для размещения информации www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0116300007614000049 о проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции.
Максимальная цена муниципального контракта составила 314 582 рубля 00 копеек.
22 мая 2014 года проведена процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок, о чем составлен протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок N 54, размещенный на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в тот же день.
Согласно указанному протоколу в адрес муниципального заказчика до окончания срока подачи заявок (21 мая 2014 года 17 часов 45 минут) поступили котировочные заявки следующих участников закупки:
1. ООО "ДизайнПро" с предложением о цене муниципального контракта в размере 310 186 рублей 00 копеек;
2. ИП Касаткина Валентина Александровна с предложением о цене муниципального контракта в размере 314 582 рубля 00 копеек.
Котировочной комиссией принято решение признать победителем запроса котировок ООО "ДизайнПро" с предложением о цене муниципального контракта в размере 310 186 рублей 00 копеек.
Муниципальный контракт на момент рассмотрения жалобы заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО РИЦ "Обоснованной" обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст.77 Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает две формы подачи котировочных заявок в письменной форме и в электронном виде.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона о закупках в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, которая обеспечивает подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Следовательно, данная норма указывает на подачу заявки с использованием единой информационной системы и такая заявка должна быть подписана усиленной электронной подписью.
Согласно извещению о проведении запроса котировок, муниципальный заказчик принимал котировочные заявки с 12 мая 2014 года по 21 мая 2014 года. Также, в извещении о проведении запроса котировок муниципальным заказчиком предусмотрена только одна форма подачи котировочной заявки - в письменной форме в запечатанном конверте. При этом указано, что в электронном виде котировочные заявки подаются через единую информационную систему и подача котировочных заявок на электронный адрес муниципального заказчика не допускается.
С 01 января 2014 года создана контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Ст. 3 Закона о контрактной системе закреплено, что под контрактной системой понимается совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
По части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о закупках и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о закупках.
Таким образом, контрактная система в сфере закупок регулируется не только Законом о контрактной системе, но и иными нормативно-правовыми актами.
Статьей 8 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статья 34 Конституции РФ запрещает вести экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Понятие "конкуренция" дано в Законе N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Контрактная система базируется на принципе обеспечения конкуренции.
По статье 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Следовательно, конкуренция подразумевает под собой соперничество хозяйствующих субъектов и заказчик при проведении процедур не должен отдавать преимущество одним участникам перед другими. В случае приема котировочных заявок только на бумажном носителе, предоставляется преимущество одним участникам перед другими: участник из Мирнинского района Республики Саха (Якутия) имеет больше шансов подать заявку, нежели участник из другого муниципального образования или региона.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований.
Часть 5.3 статьи 112 Закона о закупках предусматривает, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию. Участник закупки не имеет возможности пройти регистрацию на официальном сайте и подать через него заявку. Но в тоже время необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации о контрактной системе, руководствоваться целями и принципами закупочной деятельности.
Таким образом, необходимо предоставлять возможность участникам подавать заявки в электронном виде на адрес электронной почты заказчика до ввода в эксплуатацию единой информационной системы.
Из вышеизложенного следует, что муниципальный заказчик при определении поставщика неправомерно установил запрет на прием заявок в электронном виде, соответственно нарушил ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.
Между тем, согласно материалам дела, ООО РИЦ "Офсет" подало котировочную заявку 20 мая 2014 года. Однако, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 54 от 22 мая 2014 года, заявка заявителя не была зарегистрирована, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе.
Таким образом, муниципальным заказчиком нарушена ч. 3 ст. 77 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО РИЦ "Офсет" на действия муниципального заказчика Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении запроса котировок на изготовление печатной продукции (извещение N 0116300007614000049) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика Администрацию муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) нарушившим части 2, 3 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений муниципальному заказчику Администрации муниципального образования "Город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.С. Евсеева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2014 г. N 06-363/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2014