Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2014 г. N 06-366/03/14т
изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. -главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "КрайСтройПроект" (далее - ООО "КрайСтройПроект", заявитель): уведомлены надлежащим образом, представители не явились,
от Единой комиссии и государственного заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее по тексту - Единая комиссия, ФКУ Упрдор "Лена"): уведомлены надлежащим образом, представители не явились,
рассмотрев жалобу ООО "КрайСтройПроект" на действия Единой комиссии ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона по лоту 21. Проектно-изыскательские работы на ремонт моста через реку Лапри на км 245+805 автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска в Амурской области (извещение N 0316100007214000025), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
27 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "КрайСтройПроект" на действия Единой комиссии ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона по лоту 21. Проектно-изыскательские работы на ремонт моста через реку Лапри на км 245+805 автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска в Амурской области (извещение N 0316100007214000025).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 03 июня 2014 года в 11 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "КрайСтройПроект" оглашены в полном объеме.
Заявитель обжалует признание второй части заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка ООО "КрайСтройПроект" признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании следующего: "Отсутствуют документы, подтверждающие право участника открытого аукциона на получение преимуществ (субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) в соответствии со статьями 28 - 30 Закона N 44-ФЗ - не предоставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 44-ФЗ и п. 4 раздела 3 документации об электронном аукционе".
По мнению заявителя, вторая часть заявки ООО "КрайСтройПроект" соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям документации об электронном аукционе.
В разделе 3 документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, а именно:
- пункт 4 - документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона, или копии этих документов (если разделом 5 настоящей документации установлены такие преимущества);
- пункт 6 - декларация о соответствии требованиям, предусмотренным в п.п. 1- 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации".
В документации об электронном аукционе не конкретизированы документы, которые необходимо представить в подтверждение права участника аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Обществом была представлена справка о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, которая является документом, подтверждающим право ООО "КрайСтройПроект" на получение преимущества. Также в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе заявителем представлена декларация о соответствии ООО "КрайСтройПроект" требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не устанавливает перечень документов, предоставляемых для подтверждения права участника закупки на получение преимуществ, следовательно, участник закупки вправе предоставить любой документ, подтверждающий принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
На основании вышеизложенного просит отменить протокол подведения итогов электронного аукциона.
Представители ФКУ Упрдор "Лена" представили письменное пояснения по жалобе ООО "КрайСтройПроект".
Заявка ООО "КрайСтройПроект" признана не соответствующей требованиям пункта 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и требованиям пункта 4 раздела 3 документации об электронном аукционе, а именно, отсутствуют документы, подтверждающие право участника открытого аукциона на получение преимуществ, в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе (субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям).
ООО "КрайСтройПроект" в своей жалобе аргументирует соответствие заявки тем, что была предоставлена справка о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, выданная самим участником закупки. Данную справку Единая комиссия ЯКУ Упрдор "Лена" рассмотрела как декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, т.е. участник исполнил требованиям пункта 6 раздела 3 документации об электронном аукционе и части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом участник в аккредитационных сведениях на Единой электронной площадке декларирует себя не как субъект малого предпринимательства. Однако, пункт 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе требует помимо декларации дополнительно представление документов, подтверждающих соответствие субъектам малого предпринимательства или их копию.
Ссылка участника, что в документации об электронном аукционе не конкретизированы документы, которые необходимо предоставить в подтверждение права участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, считают несостоятельной, так как Закон не предоставляет участнику процедуры определения исполнителя самому определить документ, который достоверно подтвердит его принадлежность к субъектам малого предпринимательства (налоговая декларация, свидетельство о применении УСН и т.д.)
На основании вышеизложенного, просят признать жалобу заявителя необоснованной, решение Единой комиссии оставить без изменений.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
08 мая 2014 года государственным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0316100007214000025 о проведении электронного аукциона по лоту 21. Проектно-изыскательские работы на ремонт моста через реку Лапри на км 245+805 автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска в Амурской области, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 1 564 647.00 руб.
16 мая 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0316100007214000025 - 1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило девять заявок.
Единая комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
19 мая 2014 года проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания степени выгодности):
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N8 |
19-05-2014 13:06:47 [GMT +10] |
585 368.38 |
RUR |
Заявка N8 |
2 |
Участник N3 |
19-05-2014 13:06:16 [GMT +10] |
593 191.62 |
RUR |
Заявка N3 |
3 |
Участник N9 |
19-05-2014 11:53:46 [GMT +10] |
1 000 000.00 |
RUR |
Заявка N9 |
4 |
Участник N4 |
19-05-2014 11:52:01 [GMT +10] |
1 024 843.75 |
RUR |
Заявка N4 |
5 |
Участник N7 |
19-05-2014 11:46:03 [GMT +10] |
1 212 601.41 |
RUR |
Заявка N7 |
22 мая 2014 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0316100007214000024 - 3.
Согласно данному протоколу Единая комиссия ФКУ Упрдор "Лена" приняла решение признать заявки участников электронного аукциона ООО "ВИВИАНТ-ПРОЕКТ", ООО "РемСтройПроект" соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявки участников аукциона ООО "КрайСтройПроект ООО "РегионСтройПроект", ООО "Газстройпроект" признаны не соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "КрайСтройПроект" признала обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу N 0316100007214000025 - 3 подведения итогов электронного аукциона от 22 мая 2014 года заявка ООО "КрайСтройПроект" (порядковый номер заявки 12) признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании следующего: "Отсутствуют документы, подтверждающие право участника открытого аукциона на получение преимуществ (субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) в соответствии со статьями 28 - 30 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ - не предоставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 44-ФЗ и п. 4 раздела 3 документации об электронном аукционе".
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В письме Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" указано следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Порядок подачи заявок на участие в соответствующем открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок, запросе предложений установлен соответственно статьями 51, 66, 73, 83 Закона о контрактной системе, согласно которым участник закупки представляет в составе заявки информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ в том числе в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
При этом, согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Минэкономразвития России и ФАС России дали специальное разъяснение, предусматривающее исчерпывающий перечень документов, которые в рассматриваемом случае должны быть приложены к заявке.
Из материалов дела следует, что извещением об осуществлении закупки установлено преимущество для участия в закупке в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 4 раздела 3 документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона, или копии этих документов (если разделом 5 настоящей документации установлены такие преимущества).
В разделе 5 документации об электронном аукционе установлено, что субъектам малого предпринимательства и (или) социально - ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преимущества при проведении данного аукциона. Участник должен соответствовать требованиям, предусмотренными п.п. 1-3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации".
Следует отметить, что в требованиях к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, установленных в документации об электронном аукционе, также дана общая (абстрактная) формулировка о представлении участником закупки в составе заявки документов о подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации без их конкретизации.
Таким образом, Единая комиссия не может по своему усмотрению определять объем документов, которые указаны в пункте 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным материалам дела, вторая часть заявки ООО "КрайСтройПроект" содержит справку о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а именно о соответствии требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2014 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Также, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлена декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Следовательно, участник закупки ООО "КрайСтройПроект" предоставил в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документ, подтверждающий его принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Единая комиссия Упрдор "Лена" нарушила положения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неправомерного признания заявки на участие в электронном аукционе ООО "КрайСтройПроект" не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
Согласно протоколу N 0316100007214000024 - 3 подведения итогов электронного аукциона от 22 мая 2014 года заявка ООО "РегионСтройПроект", ООО "Газстройпроект" признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе на основании следующего: "Отсутствуют документы, подтверждающие право участника открытого аукциона на получение преимуществ (субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций) в соответствии со статьями 28 - 30 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ - не предоставление документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 44-ФЗ и п. 4 раздела 3 документации об электронном аукционе".
Согласно представленным материалам дела, вторая часть заявки ООО "РегионСтройПроект" содержит справку о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а именно о соответствии требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2014 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Также, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе представлена декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вторая часть заявки ООО "Газстройпроект" декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
По основаниям указанным выше, Единая комиссия Упрдор "Лена" нарушила положения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неправомерного признания заявок на участие в электронном аукционе ООО "РегионСтройПроект", ООО ООО "Газстройпроект" не соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "КрайСтройПроект" на действия Единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" при проведении электронного по лоту 21. Проектно-изыскательские работы на ремонт моста через реку Лапри на км 245+805 автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска в Амурской области (извещение N 0316100007214000025) обоснованной.
2. Признать Единую комиссию Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" предписание об устранении нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 3 июня 2014 г. N 06-366/03/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2014