Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июня 2014 г. N 06-370/14т
изготовлено в полном объеме 09 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. -главного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, член Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Альта-трейд" (далее - ООО "Альта-трейд", заявитель): Савиннов С.А. (директор), Козлов С.В. (заместитель директора),
от Единой комиссии и муниципального заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Единая комиссия, МКУ "Служба единого заказчика"): Макарова М.Ю., Жендринская С.С. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Альта-трейд" на действия Единой комиссии МКУ "Служба единого заказчика" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт фасада (для СМП и СОНО) (извещение N 0816300000714000040), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
28 мая 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Альта-трейд" на действия Единой комиссии МКУ "Служба единого заказчика" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт фасада (для СМП и СОНО) (извещение N 0816300000714000040).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 04 июня 2014 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Альта-трейд" поддержали доводы жалобы в полном объеме и пояснили следующее.
Заявитель обжалует признание второй части заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения итогов электронного аукциона заявка ООО "Альта-трейд" признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании следующего: "отсутствует декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМП или ОНО)".
По мнению заявителя, вторая часть заявки ООО "Альта-трейд" соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям документации об электронном аукционе.
Указывает, что в извещении не установлено требование об ограничении участия в данном аукционе.
На основании вышеизложенного просят отменить протокол подведения итогов электронного аукциона.
Представители Единой комиссии муниципального заказчика по жалобе ООО "Альта-трейд" пояснили следующее.
Заявка ООО "Альта-трейд" по результатам рассмотрения второй части заявки признана не соответствующей требованиям аукционной документации, а именно в заявке отсутствовала декларация принадлежности к СПС и СОНО.
Поскольку в наименование извещения о проведении электронного аукциона указано "для СПС и СОНО", в пункте 3.7.1 аукционной документации установлены требования о предоставлении декларации о принадлежности к СПС и СОНО.
На основании вышеизложенного, просят признать жалобу заявителя необоснованной, решение Единой комиссии оставить без изменений.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
12 мая 2014 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0816300000714000040 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт фасада (для СМП и СОНО), а также аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 1701841.77 руб.
21 мая 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 08163000000714000040 - 1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило восемь заявок. Единая комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки со следующими номерами: 7647441, 7654627, 7667746, 7671626, 7674839, 7679969. Участникам закупки, подавшим заявки со следующими номерами: 7665819, 7676326 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
26 мая 2014 года проведен электронный аукцион, предложения участников о цене муниципального контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания степени выгодности):
1 |
1000000.11 |
понижение |
26.05.2014 06:08:00 |
1, защищенный номер заявки: 7641441 |
2 |
1057454.32 |
понижение |
26.05.2014 06:07:28 |
7, защищенный номер заявки: 7674839 |
3 |
1240000.00 |
понижение |
26.05.2014 05:24:44 |
5, защищенный номер заявки: 7671626 |
4 |
1573981.58 |
понижение |
26.05.2014 05:03:10 |
4, защищенный номер заявки: 7667746 |
27 мая 2014 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 08163000000714000040 - 3.
Согласно данному протоколу Единая комиссия приняла решение признать заявки участников электронного аукциона 7674839 (ООО "Салгирстрой"), 7667746 (ООО "Энергия севера") соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявки участников аукциона 7641441 (ООО "Альта-трейд"), 7671626 (ООО СПК "Форт") признаны не соответствующими требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Альта-трейд" необоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует признание заявки на участие в электронном аукционе ООО "Альта-трейд" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подведения итогов электронного аукциона от 27 апреля 2014 года заявка ООО "Альта-трейд" признана не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, а именно, требованию пункта 37.1 аукционной документации (отсутствует декларация о принадлежности к СМП или СОНО).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики <_>, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению <_>.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Из материалов дела следует, что извещением об осуществлении закупки установлено преимущество для участия в закупке в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, в извещении об осуществлении закупки, в наименовании предмета закупки указано: "для СМП и СОНО".
Согласно пункту 3.7 документации об аукционе участники закупки предоставляют: "Документы, подтверждающие право участника на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона N 44-ФЗ".
Пунктом 3.7.1 документации об электронном аукционе установлено следующее требование:
"Участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям".
Таким образом, документацией об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Согласно представленным материалам дела, вторая часть заявки ООО "Альта-трейд" не содержит в своем составе декларации о принадлежности к СМП.
Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела подтвердил, что ООО "Альта-трейд" не представило в заявке декларацию о принадлежности к СМП.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Поскольку участником размещения заказа в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе не представлен документ (информация), предусмотренный частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, аукционная комиссия, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, правомерно признала заявку ООО "Альта-трейд" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Относительно довода заявителя об обжаловании положений документации об электронном аукционе Якутское УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба заявителя подана в адрес Управления ФАС по РС (Я) 28 мая 2014 года. Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, согласно извещению об осуществлении закупки - 20 мая 2014 15:00.
Таким образом, жалоба ООО "Альта-трейд" подана по истечении срока обжалования документации об электронном аукционе, установленного Законом о контрактной системе.
Кроме того, в письме Минэкономразвития России N 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/13590/14 от 04.04.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" указано следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Порядок подачи заявок на участие в соответствующем открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок, запросе предложений установлен соответственно статьями 51, 66, 73, 83 Закона о контрактной системе, согласно которым участник закупки представляет в составе заявки информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ в том числе в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
В ходе внеплановой проверки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно протоколу N 0816300000714000040 - 1 от 21 мая 2014 года Единая комиссия приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки со следующими номерами: 7654627, 7667746, 7671626, 7674839.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Следовательно, участники закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должны указать, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя товаров, используемых при выполнении работ.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе вышеуказанные допущенные участники закупки не указали наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Таким образом, Единая комиссия нарушила пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, неправомерно допустив к участию в электронном аукционе участников закупки, поскольку в составе первых частей заявок не предоставлена информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подведения итогов электронного аукциона от 27 апреля 2014 года заявка ООО "Энергия севера" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
По основаниям указанным выше статья 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Таким образом, Минэкономразвития России и ФАС России дали специальное разъяснение, предусматривающее исчерпывающий перечень документов, которые в рассматриваемом случае должны быть приложены к заявке.
Следует отметить, что в требованиях к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, установленных в документации об электронном аукционе, также дана общая (абстрактная) формулировка о представлении участником закупки в составе заявки документов о подтверждении статуса субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации без их конкретизации.
Таким образом, Единая комиссия не может по своему усмотрению определять объем документов, которые указаны в пункте 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным материалам дела, вторая часть заявки ООО "Энергия севера" содержит бухгалтерский баланс на 31.12.2013 года.
В составе второй части заявки на участие в электронном аукционе участником закупки не представлен документ (информация), предусмотренный частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, Единая комиссия неправомерно признала заявку ООО "Энергия севера" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Таким образом, Единая комиссия нарушила положения пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в части неправомерного признания заявки на участие в электронном аукционе ООО "Энергия севера" соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Альта-трейд" необоснованной.
2. Признать Единую комиссию муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившей п. 1 ч. 4 ст. 67, п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Единой комиссии муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии С.В. Луковцева
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июня 2014 г. N 06-370/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2014