Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июля 2014 г. N 542
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Н.А. Яхонтовой, главного специалиста-эксперта контрольного отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора отдела контроля закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Спецтеплохиммонтаж" на действия конкурсной комиссии ОАО "Красмаш" (далее - конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение механо-сборочного и корпусного производства. Этап 1"" (далее - открытый конкурс).
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ОАО "Спецтеплохиммонтаж" (далее - податель жалобы) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: неправомерный выбор конкурсной комиссией победителя открытого конкурса.
В адреса подателя жалобы, Заказчика, направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании комиссии Красноярского УФАС России присутствовали:
- представители Заказчика Кайчук Л.Н. (доверенность N 38 от 04.07.2014), Бочарова Е.Н. (доверенность N 39 от 04.07.2014);
- представитель ОАО "Спецтеплохиммонтаж" Лобашев А.А. (доверенность N 14-550.002/22985 от 04.07.2014).
Жалоба ОАО "Спецтеплохиммонтаж" содержит следующие доводы:
"Заказчиком в протоколе вскрытия конвертов N 04191000021400005-1 от 18.06.2014 (Приложение 1) не указаны представленные участниками конкурса показатели, являющиеся критериями оценки заявок (количество трудовых и материально-технических ресурсов, представленных каждым Участником конкурса, информация о представленных договорах, количество отзывов, информация о финансовых ресурсах и пр.).
Отсутствие в Протоколе вскрытия вышеуказанной информации может привести к намеренным действиям Заказчика, направленным на умышленное изменение сведений отдельных Участников с момента вскрытия конвертов до момента подведения итогов конкурса.
Указанное нарушение приводит к нарушению прав и законных интересов ОАО "Спецтеплохиммонтаж".
ОАО "Красмаш" нарушены требования пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.к. значимость показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно конкурсной документации, составляет менее 50% процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Заказчиком нарушены требования пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.к. значимость показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", согласно конкурсной документации, составляет менее 50% процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Заказчиком самостоятельно установлены нестоимостные критерии к качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки:
Организационно- технологическая схема работ;
Система контроля качества работ;
Описание системы управления охраной труда.
Конкурсной документацией Заказчика не определен прозрачный порядок оценки установленных им самостоятельно показателей.
В противоречие статьи 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N041910000021400005-2 от 25.06.2014 отсутствует понятный и прозрачный порядок оценки заявок на участие в конкурсе".
Дополнительно представителем ОАО "Спецтеплохиммонтаж" заявлены доводы о том, что в конкурсную документацию необоснованно включены работы по реконструкции объекта совместно с поставкой оборудования, что нарушает требования Законодательства в сфере закупок.
На доводы подателя жалобы представителями Заказчика, конкурсной комиссии были заявлены возражения, исходя из которых, проектом предусматривается комплекс мероприятий по техническому реконструкции и техническому перевооружению объекта, вследствие чего поставка оборудования, предусмотренного проектной документацией является неотъемлемой частью выполняемых работ.
В соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе Заказчиком использовались следующие критерии оценки заявок. Стоимостной критерий: цена контракта, а также два нестоимостных критерия: квалификация участников закупки и качественные характеристики работ.
При проведении открытого конкурса заказчиком в полном объеме соблюдены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Постановление N 1085).
По критерию "Квалификация участника закупки" установлено четыре показателя: достаточность трудовых и материальных ресурсов, опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурса, сопоставимых по характеру и объему предмету закупки, деловая репутация участника, уровень финансового состояния и обеспеченности финансовыми ресурсами. По критерию "Качество работ" установлено три показателя: организационно- технологическая схема работ, система контроля качества работ, описание системы управления охраной труда. Данные показатели раскрывают содержание критерия оценки и учитывают особенности оценки.
Ссылка заявителя на нарушение заказчиком пункта 11 Постановления N 1085 несостоятельна, поскольку по результатам закупки заключается контракт на выполнение работ по объекту "Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и корпусного производства. Этап 1". По условиям контракта выполняется реконструкция производства, поставка и модернизация оборудования. Полагаем, что значимость показателя "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки применяется в случае заключения контракта на выполнение только строительных работ.
Заявитель говорит о нарушении заказчиком пункта 28 Постановления N 1085. Однако в текст данного пункта включено уточнение "при необходимости", т.е. указывать предельно необходимые заказчику минимальные и максимальные значения показателей следует при необходимости. Полагаем, что заказчиком достаточно полно раскрыты критерии оценки, установлена в баллах шкала величин значимости показателей. Также указан порядок определения предельных величин значимости показателей оценки. Если заявитель полагал, что процедура оценки непонятна и непрозрачна, то у него была возможность в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона и разделом 14 конкурсной документации направить запросы по разъяснению положений конкурсной документации не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Вся документация, которая направлена участниками конкурса в адрес заказчика, прошита и содержит опись представленных документов в составе заявки. Перечень документов указан в протоколе вскрытия конвертов. Процедура вскрытия конвертов заявок на участие в Конкурсе проведена публично, во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации и в точном соответствии части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе составлен в соответствии с требованиями части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в конкурсной документации. Информация, представленная в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, соответствует требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации. При вскрытии конвертов велась аудиозапись.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 25.06.2014 (раздел 4) содержит порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Установление показателей, а не критериев, как указывает заявитель, по нестоимостному критерию "Качество работ" не противоречит Постановлению N 1085. В пункте 25 данного документа говорится о примерном перечне показателей, но нет запрета на установление по данному критерию дополнительных показателей.
В состав комиссии заказчика входят люди разных специальностей, поэтому у каждого может быть собственный взгляд на оценку показателей по нестоимостным критериям. Тем не менее, нет оснований заявлять о предвзятости и необъективности членов комиссии к какому-либо участнику закупки. Минимальная оценка по показателю "Система контроля качества работ определена заявителю в связи с тем, что в составе документов, приложенных к заявке, отсутствует сертификат соответствия системы менеджмента качества.
Документы, представленные участниками закупки в составе заявки, значительная сумма контракта, предмет контракта свидетельствуют о том, что заявки на участие в открытом конкурсе поданы организациями высокого уровня, поэтому конкурсной комиссией предельно объективно рассмотрены и оценены все представленные документы, в результате чего заявке ОАО "Спецтеплохиммонтаж" присвоен второй номер с итоговым рейтингом 92,53.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
Заказчиком, в связи с возникшей потребностью были совершены действия по размещению закупки путем проведения открытого конкурса.
Комиссия отмечает об отсутствии возможности рассмотрения доводов ОАО "Спецтеплохиммонтаж" о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе требований к конкурсной документации, вследствие истечения срока обжалования положений конкурсной документации в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия отмечает, что ОАО "Спецтеплохиммонтаж" была подана заявка на участие в открытом конкурсе, содержащая, в том числе согласие на выполнение работ ,установленных документацией об открытом конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса предметом является реконструкция и техническое перевооружение участка производства разгонных блоков.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Согласно части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно Письму Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 к техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.
Целью технического перевооружения действующих предприятий является всемерная интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.
Согласно Письму Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 к техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется по проектам и сметам на отдельные объекты или виды работ, разрабатываемым на основе единого технико-экономического обоснования и в соответствии с планом повышения технико-экономического уровня отрасли (подотрасли), как правило, без расширения производственных площадей.
Целью технического перевооружения действующих предприятий является всемерная интенсификация производства, увеличение производственных мощностей, выпуска продукции и улучшение ее качества при обеспечении роста производительности труда и сокращения рабочих мест, снижения материалоемкости и себестоимости продукции, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения других технико-экономических показателей работы предприятия в целом.
Таким образом, Заказчиком правомерно включены требования о поставке и установке оборудования при выполнении работ, установленных конкурсной документацией.
Комиссия, рассмотрев протокол вскрытия конвертов N 04191000021400005-1 от 18.06.2014 делает вывод о соответствии указанного протокола требованиям Закона о контрактной системе, так как протокол содержит, в том числе информацию о критериях оценки заявок, о требованиях к наличию сведений и документов для лота, о содержании условий исполнения контракта, являющиеся критерием оценки, а также сведения о представленных документах в составах заявок.
Комиссия, рассмотрев протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, делает вывод о соответствии указанного протокола, требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией по результатам рассмотрения и оценки конкурсной заявки ОАО "Спецтеплохиммонтаж" было принято решение о соответствии заявки требованиям конкурсной документации и присвоения порядкового номера "2".
Комиссия делает вывод о правомерных действиях конкурсной комиссии, поскольку в составе документов, приложенных к заявке ОАО "Спецтеплохиммонтаж" отсутствует сертификат соответствия системы менеджмента качества, на основании чего конкурсной комиссией принято решение о минимальной оценке по показателю "Система контроля качества работ".
Таким образом, комиссией сделан вывод о правомерности действий конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.
Комиссия, рассмотрев конкурсную документацию, делает вывод о соответствии конкурсной документации требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе ,поскольку документация содержит необходимые требования, сведения и документы, необходимые участнику закупки для подачи заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе: информационную карту, включающую правила и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, общие условия проведения открытого конкурса, формы документов для заполнения участниками закупки, проект контракта, техническое задание.
Установление показателей, по нестоимостному критерию "Качество работ" не нарушает требования Постановления Правительства N 1085, поскольку нормами указанного Постановления не установлен запрет на включение по указанному критерию дополнительных показателей.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика, конкурсной комиссии нарушений требований Закона о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение: признать жалобу ОАО "Спецтеплохиммонтаж" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Н.А. Яхонтова |
|
П.М. Зинкеев
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 июля 2014 г. N 542
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2014