Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2014 г. N 438
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, А.Н. Ганус - государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций"" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" (далее - податель жалобы) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0119300019814001039.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, Департамента муниципального заказа Администрации г. Красноярска (далее - уполномоченный орган) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы Комиссией по существу присутствовали:
- представители подателя жалобы - Гатилова Александра Анатольевна (доверенность б/н от 11.02.2014), Полозенко Анастасия Евгеньевна (доверенность б/н от 21.05.2014);
- представитель заказчика - Солонцова Оксана Владимировна (доверенность N13 от 09.06.2014);
- представитель уполномоченного органа - Лузан Надежда Федоровна (доверенность N 1 от 09.01.2014).
Из содержания жалобы следует, что заказчиком при осуществлении закупки не установлено единое требование к лицам, осуществляющим данный вид работ, а именно - наличие у участника электронного аукциона лицензии на вид работ (услуг) - медицинская деятельность по дезинфектологии.
Представитель ООО НПФ "Дерате" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительно представила на обозрение Комиссии Красноярского УФАС России письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации N24-1-2-36856 от 13.05.2014 согласно которого, как отмечает податель жалобы, деятельность по проведению дезинфекционных работ, может рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в терминологии ОКВЭД 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", что является лицензируемым видом деятельности.
Представитель заказчика представила письменные пояснения, в которых указала, что при формировании аукционной документации заказчик исходил из положений Закона о контрактной системе, как при формировании общих требований к участникам закупки, так и при формулировании требований к составу и содержанию заявки, подаваемой ими на участие в электронном аукционе. Объект закупки заказчиком был классифицирован в соответствии с ОКВЭД в рамках подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств", а именно код по ОКПД: "Оказание услуг дератизации и дезинсекции на объектах МБУ "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга"". Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства здравоохранения России N 24-1-2036856 от 13.05.2014 и в письме Росздравнадзора N 16и-521/13 от 24.05.2013, объектом закупки является санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия вне рамок оказания медицинской помощи, которые не подлежат лицензированию.
Представитель уполномоченного органа подержала доводы, изложенные представителем заказчика в полном объеме.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах муниципального бюджетного учреждения "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций"".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуги должна содержать согласие участника такого аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия:
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Податель жалобы в понятие дезинфектологии включает дезинфекционную деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки является оказание заказчику услуг по дератизации и дезинсекции на объектах МБУ "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга" у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" по адресам, перечисленным в приложении N 1 к договору.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" раскрываются следующие понятия: дератизация - умерщвление (или отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других) имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности.
Анализ аукционной документации Комиссии Красноярского УФАС России показал, что заказчиком в разделе 4.1. "Требования к качеству оказываемых услуг" установлены следующие требования, а именно: оказание услуг по дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в соответствии с требованиями:
- СП 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
Иных нормативно-правовых актов, которым должны соответствовать качество, порядок, результат оказания услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком не установлено.
По мнению подателя жалобы, указанные в объекте закупки заказчика услуги по дератизации, дезинсекции включены в понятие "дезинфекционная деятельность" на основании вышеуказанного нормативно-правового акта "Санитарно-эпидемилогических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03", а "дезинфекционная деятельность", в свою очередь, входит и включена в проведение санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Данные санитарно - противоэпидемические (профилактических) мероприятия включены в медицинскую деятельность, в рамках оказания медицинской помощи и соответственно согласно писем Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 18.06.2013 и Министерства Здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393 подлежит лицензированию деятельность по дезинфектологии, связанная с уничтожением организмов принимающих, участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Однако, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Следовательно, в полномочиях ООО НПФ "Дерате", согласно устава утвержденного решением учредителей (протокол N18 от 22.01.2009) не предусмотрено проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Вместе с этим, приведенные и раскрытые выше понятия медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, неслучайно указанные выше, поскольку они включены в понятие медицинской деятельности, а также анализ аукционной документации заказчика (извещение о проведении электронного аукциона, задание заказчика, проект контракта) дают основания полагать Комиссии Красноярского УФАС России, что оказываемые услуги по дератизации, дезинсекции, будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно, без непосредственного контакта медицинского работника (например, врач) по отношению к пациенту (например, человек). Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг населению и юридическим лицам по дератизации, дезинсекции, а в данном случае будет считаться дезинфекционная деятельность вне рамок оказания медицинской помощи, следовательно, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дизенфиктологии не требуется.
Кроме того, пунктом 2.1 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Дезинсекция. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" определено, что дезинсекция осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека и включает в себя организационные, санитарно-технические, санитарно-гигиенические и истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, включая переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний человека, а также на создание условий, неблагоприятных для их жизни.
Проанализировав сведения аукционной документации, Комиссией не было установлено положений указанной документации, из которых следует, что заказчику необходимо провести истребительные мероприятия, направленные на уничтожение синантропных членистоногих, которые являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний человека. Также Комиссией установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что объектом закупки является проведение плановой профилактической дезинфекции объекта заказчика путем дезинсекции, как то предусмотрено пунктами 1.4 и 1.4.1 раздела II СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 24-1-2036856 от 13.05.2014, общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЭС Ред.1), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных работ, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не является лицензируемым видом деятельности.
Так, сведения указанные заказчиком в извещении документации об электронном аукционе по оказанию услуг по дератизации, дезинсекции исходя из которых однозначно следует определение заказчиком принадлежности объекта закупки в соответствии с кодами ОКВЭД к коду N 74.70.11., а именно: к услугам по дератизации, дезинсекции на объектах МБУ "Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Радуга"". Указанная классификация объекта закупки заказчика дает основание полагать Комиссии Красноярского УФАС России, что услуги, являющиеся объектом закупки, необходимы заказчику вне области здравоохранения и оказания социальных услуг, вне рамок оказания медицинской помощи, но в рамках подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО НПФ "Дерате" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Слаутина |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2014 г. N 438
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.06.2014