Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 446
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрению жалоб) в составе: Председателя - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, членов Комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела Я.Ю. Бычковой, государственного инспектора А.Н. Ганус, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дез-сервис" на действия заказчика - МБУЗ "Шушенская ЦРБ" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году" (далее - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) установила.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Дез-Сервис" на действия заказчика при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году" (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закон о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
Представитель ООО "Дез-Сервис" Герасимова Е.В. (доверенность N2 от 25.04.2014).
Заказчик, будучи извещенный надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил, не ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие, в адрес Красноярского УФАС России представил письменные пояснения.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указаны следующие наименования товаров, работ, услуг: - услуги по дератизации (уничтожению грызунов), код по ОКПД 74.70.11.210; - услуги по дезинсекции (уничтожению насекомых), в том числе методом окуривания (фумигации), код по ОКПД 74.70.11.310. при этом документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме предусмотрено требование о предоставлении участниками размещения заказа в составе второй части заявки действующей лицензии на осуществление дезинфекционной деятельности.
Представитель ООО "Дез-Сервис" полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительных пояснений не представила.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указано наименование объекта закупки "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году".
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико - санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включает в себя, в том числе, и дезинфектологию.
Следовательно, запрашиваемые заказчиком услуги по дератизации и дезинсекции отнесены к санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, являющимся медицинской деятельностью и подлежат лицензированию, указанный вывод подтверждается письмом Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 N02-12-393.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по дератизации и дезинсекции за счет средств фонда обязательного медицинского страхования в 2014 году".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) приведены следующие понятия: по дератизации и дезинсекции
Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
Согласно статье 3 Закона об основах охраны здоровья граждан - нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются - организационные, административные, инженерно- технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Объектом закупки электронного аукциона является оказание заказчику услуги по дератизации и дезинсекции.
Согласно СП 3.5.1378-03. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" раскрываются следующие понятия: дератизация - умерщвление (или отпугивание) грызунов, имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности; дезинсекция - умерщвление (или отпугивание) членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других) имеющих эпидемиологическое и санитрано-гигиеническое значение, с целью снижения их численности.
Анализ аукционной документации Комиссии Красноярского УФАС России показал, что заказчиком в разделе 1.2 "Условия контракта и описание объекта закупки" установлены следующие требования, а именно: оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в соответствии с требованиями:
- СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
- СП 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" и Законом об основах охраны здоровья граждан.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется только к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Вместе с этим, на основании приведенных и раскрытых выше понятий медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское вмешательство, указанные выше, поскольку они включены в понятие медицинской деятельности, а также анализа аукционной документации заказчика Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод, что оказываемые услуги по дератизации, дезинсекции, будут проводиться не в рамках медицинской помощи и без медицинского вмешательства, следовательно, без непосредственного контакта медицинского работника (например, врач) по отношению к пациенту (например, человек). Соответственно, при осуществлении организацией деятельности по оказанию услуг населению и юридическим лицам по дератизации, дезинсекции, а в данном случае будет считаться дезинфекционная деятельность вне рамок оказания медицинской помощи, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность по дизенфиктологии не требуется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации N 24-1-2036856 от 13.05.2014, общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЭС Ред.1), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), вид деятельности 74.70.3 "Деятельность по проведению дезинфекционных работ, дезинсекционных и дератизационных работ", в том числе предоставление услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации зданий и транспортных средств, предусматривается как часть подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не является лицензируемым видом деятельности.
Так, сведения указанные заказчиком в извещении документации об электронном аукционе по оказанию услуг по дератизации, дезинсекции исходя из которых однозначно следует определение заказчиком принадлежности объекта закупки в соответствии с кодами ОКВЭД к коду N 74.70.11.210, а именно: к услугам по дезинсекции (уничтожению насекомых), в том числе методом окуривания (фумигации), код по ОКПД 74.70.11.310. На основании указанной классификации объекта закупки заказчика Комиссия Красноярского УФАС России делает вывод, что услуги, являющиеся объектом закупки, необходимы заказчику вне области здравоохранения и оказания социальных услуг, вне рамок оказания медицинской помощи, но в рамках подкласса 74.70 "Чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств" класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" раздела К "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".
На основании изложенного, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Дез-Сервис" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившими требование статей 31, 63, 64 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также прав и законных интересов участников закупки.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 446
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2014