Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 450
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии - О.А. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Д.С. Кислицына, специалиста - эксперта контрольного отдела, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта контрольного отдела, рассмотрев жалобы ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" на действия конкурсной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" при определении исполнителя "На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса (далее - конкурс), номер извещения 0819100000614000070, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" на действия конкурсной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" при определении исполнителя "На оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Красноярскому краю" (далее - жалобы).
Жалобы подготовлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес конкурсной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" (далее - конкурсная комиссия), заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" (далее - заказчик) и подателей жалоб ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" (далее - податели жалоб) были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Конкурсной комиссии было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
Существо жалоб: необоснованный отказ в допуске к участию в открытом конкурсе подателям жалоб.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель конкурсной комиссии, заказчика по доверенности N 52/3 от 10.01.2014 года Мельников А.В.;
- представитель подателя жалобы ООО "СК "Согласие" по доверенности N 3701/Д от 02.06.2014 года Рябова О.В.;
- представитель подателя жалобы ОАО "СОГАЗ" по доверенности N Ф37 - 52/14 от 31.03.2014 года Лапин В.Б.
Из содержания жалобы ООО "СК "Согласие" следует, что ООО "СК "Согласие" направило конкурсную заявку на участие в открытом конкурсе, которая была зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации в 9 часов 10 минут 24.04.2014 за номером 3, к указанной заявки было приложено платежное поручение N 5989 от 24.04.2014 с электронной отметкой банка "Банк Клиент". 25.04.2014 ООО "СК "Согласие" подало изменение заявки на участие в открытом конкурсе, приложив копию платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе N 5989 от 24.04.2014, заверенную банком с подписью уполномоченного лица - сотрудника филиала ОАО банка ВТБ в г. Красноярске. В протоколе вскрытия конвертов N0819100000614000070-П1 от 14.05.2014 зафиксирован факт вскрытия заказчиком конверта с заявкой ООО "СК "Согласие" поданного 24.04.2014, а также изменения к заявке, поданные 25.04.2014. По результатам оценки заявок победителем была признана страховая компания ООО "Росгосстрах", заявка ООО "СК "Согласие" была отклонена. Причина отклонения заявки ООО "СК "Согласие": "Участником закупки представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка), в составе изменения (дополнения) к конкурсной заявке, что не является внесением изменений в заявку, предусмотренным частью 4 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку такой документ в первоначально поданной заявке отсутствовал". ООО "СК "Согласие" считает отклонение конкурсной заявки незаконной, поскольку заявка ООО "СК "Согласие" в полном объеме соответствовала требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Из содержания ОАО "СОГАЗ" следует, ОАО "СОГАЗ" в лице Красноярского филиала с целью участия в указанном конкурсе была подана конкурсная заявка 24.04.2014 в 08 часов 30 минут. 30.04.2014 в 16 часов 00 минут ОАО "СОГАЗ" в лице Красноярского филиала согласно пункту 6 инструкции участникам открытого конкурса поданы изменения к заявке, зарегистрированной за N 1 от 24.04.2014, которые содержали платежное поручение с синим оттиском печати банка. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0819100000614000070-П2 от 26.05.2014 единая комиссия рассмотрела представленную заявку на соответствие требованиям, установленным в конкурсной документации, и приняла решение: отклонить заявку на участие в конкурсе ОАО "СОГАЗ" в связи с тем, что "участником закупки представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка), в составе изменения (дополнения к конкурсной заявке), что не является внесением изменений в заявку, предусмотренным частью 4 статьи 52 Закона о контрактной системе, поскольку такой документ в первоначально поданной заявке отсутствовал". ОАО "СОГАЗ" считает отклонение конкурсной заявки незаконной, поскольку заявка ОАО "СОГАЗ" в полном объеме соответствовала требованиям конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Представители подателей жалоб Рябова О.В. и Лапин В.Б. доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объёме, пояснили, что считают действия конкурсной комиссии, выразившиеся в необоснованном отклонении конкурсных заявок подателей жалоб, по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0819100000614000070-П2 от 26.05.2014, нарушающими требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель конкурсной комиссии, заказчика Мельников А.В. пояснил, что в соответствии с требованиями пункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и пункта 11.3 конкурсной документации, утвержденной заказчиком, заявка участника конкурса должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки участников открытого конкурса подаются в письменном виде или в форме электронного документа, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 4.4.3 конкурсной документации подача заявки на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа не допускается.
Первоначальные заявки участников открытого конкурса, в отношении которых членами конкурсной комиссии было принято решение об отклонении заявок, ранжированы в порядке времени их поступления:
Номер заявки |
Наименование участника конкурса |
Дата и время подачи заявки |
N 1 |
ОАО "СОГАЗ" |
24.04.2014 в 8 часов 30 мин. |
N2 |
ОАО "АльфаСтрахование" |
24.04.2014 в 8 часов 31 мин. |
N3 |
ООО СК "Согласие" |
24.04.2014 в 9 часов 10 мин. |
Первоначальные заявки данных участников не содержали платежных поручений о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, соответствующих требованиям закона и конкурсной документации, а именно платежные поручения данных участников вероятно были подготовлены с использованием программы "Банк Клиент" и не имели обязательных реквизитов в поле: "Отметки банка".
В последующем до процедуры вскрытия конвертов первоначальные заявки участников N 1 и N 3 были дополнены платежными поручениями, содержавшими соответствующие отметки банка, путем предоставления "изменений" к первоначальным заявкам данных участников. Участник N 2 дополнение первоначальной заявки не осуществлял.
В соответствии с пунктом 5.4. Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П, платежное поручение может приниматься от клиента банка к исполнению как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Однако платежное поручение на бумажном носителе должно иметь обязательные реквизиты: штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика (Приложение N 1 к данному Положению Банка России).
Подателями жалоб не учтены требования временного положения о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями, утвержденного Банком России 10.02.1998 N 17-П (далее - временное положение).
Данное положение устанавливает порядок приема к исполнению поручений владельцев счетов, в том числе составленных на электронных носителях (далее - платежные документы), подписанных аналогом собственноручной подписи (АСП), при проведении безналичных расчетов на территории Российской Федерации между кредитными организациями и кредитными организациями и их клиентами (пункт 1.2. временного положения). АСП удостоверяет факт составления и подписания платежного документа от имени кредитной организации или клиента кредитной организации (пункт 2.1. временного положения). В соответствии с пунктом 2.2. временного положения для создания и проверки АСП могут использоваться программно - технические и иные средства в порядке, устанавливаемом договором между участниками документооборота или с регистратором владельцев АСП. При этом платежные документы, подписанные АСП, признаются имеющими равную юридическую силу с другими формами поручений владельцев счетов, подписанными ими собственноручно (пункт 2.3. временного положения). Однако заказчик не является участником электронного документооборота, осуществляемого между участником конкурса и банком в целях безналичного перевода денежных средств. Наличие АСП банка либо клиента (электронной подписи) не подменяет собою наличие обязательных реквизитов в платежном поручении на бумажном носителе - штампа и подписи уполномоченного должностного лица банка. В свою очередь, при осуществлении перевода денежных средств с использованием программы "Банк Клиент", участнику открытого конкурса, в т.ч. подателю жалобы, в целях предоставления в составе заявки надлежащего платежного поручения с отметкой банка необходимо было в соответствии с требованиями пункта 4.5. временного положения обратиться в банк для изготовления копии расчетного документа, проставления штампа банка и подписания его уполномоченным должностным лицом банка. Указанные выше действия и были осуществлены подателем жалобы после подачи первоначальной заявки: в составе "изменения" к заявке было представлено надлежащее платежное поручение с отметкой банка. Требование о наличии отметки банка в платежном поручении впервые установлено нормой Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе предполагает, что первоначальная заявка участника конкурса должна содержать все необходимые и обязательные документы, предусмотренные конкурсной документацией. При этом закон позволяет изменять ранее поданную информацию в составе заявки (статья 43 Закона о контрактной системе), а не дополнять свою заявку недостающими документами и сведениями. По указанной причине ссылка подателя жалобы на положения утвержденной Заказчиком конкурсной документации (пункт 6.1. конкурсной документации) является несостоятельной, поскольку положениями данной документации также не предусмотрена возможность дополнения первоначальной заявки недостающими документами и сведениями путем предоставления изменений к заявке.
В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия. В противном случае участники конкурса, представляющие первоначальную заявку с неполным комплектом документов, получают необоснованное преимущество перед другими участниками, действующими добросовестно (подавшими свои заявки только после проведения вышеуказанных операций в банке), ускоряя процедуру подачи заявки в целях присвоения личной заявке первого номера и в последующем дополняя ранее поданную заявку отсутствующими документами. При этом необходимо учесть, оформление платежного поручения в системе "Банк Клиент" может осуществляться вне зависимости от времени работы банка, а проставление необходимой отметки банка на бумажном носителе требует соответствующих затрат времени, возможно только при наличии уполномоченного должностного лица банка в рабочее время. На основании изложенного, конкурсная комиссия полагает, что жалобы ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" являются необоснованными.
На вопросы комиссии Красноярского УФАС России, представитель конкурсной комиссии, заказчика Мельников А.В. пояснил, что на день рассмотрения конкурсных заявок денежные средства в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе от ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" поступили на счет заказчика. Также представитель конкурсной комиссии, заказчика Мельников А.В. пояснил, что представление платежных поручений ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" после подачи конкурсных заявок не может является изменениями конкурсных заявок.
Комиссия Красноярского УФАС России, выслушав пояснение присутствующих лиц, приняла решение об объявлении перерыва в работе комиссии для исследования представленных материалов.
Перерыв был объявлен до 11.06.2014 года 16 часов 20 минут (по местному времени).
В назначенное время на заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель конкурсной комиссии, заказчика по доверенности N 52/3 от 10.01.2014 года Мельников А.В.;
- представитель подателя жалобы ООО "СК "Согласие" по доверенности N 3701/Д от 02.06.2014 года Рябова О.В.;
- представитель подателя жалобы ОАО "СОГАЗ" по доверенности N Ф37 - 52/14 от 31.03.2014 года Лапин В.Б.
Рассмотрев жалобы, представленные копии документов и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по размещению заказа путем проведения открытого конкурса.
В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии со статьей 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе; требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе;
В силу статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Статья 43 Закона о контрактной системе предусматривает положения, согласно которым участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона о контрактной системе. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Согласно требованиям статья 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает требования, согласно которым при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона.
В соответствии с нормами статья 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 4 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по её заполнению" конкурсной документации установлены следующие требования к содержанию конкурсной заявки:
4.1.1. заявку на участие в конкурсе (Форма N 1), заверенную печатью и подписью руководителя Участника открытого конкурса либо уполномоченного им лица;
4.1.2. анкету Участника (Форма N 2), заверенную печатью и подписью руководителя Участника открытого конкурса либо уполномоченного им лица (анкета предоставляется по усмотрению Участника открытого конкурса);
4.1.3. выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
4.1.4. документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
4.1.5. документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, или копии таких документов:
лицензия на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выданная в установленном законодательством порядке;
документы, подтверждающие правомочность участника открытого конкурса заключать контракт.
4.1.6. декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ:
- непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника открытого конкурса в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
- отсутствие у участника открытого конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника открытого конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник открытого конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника открытого конкурса - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника открытого конкурса судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником открытого конкурса и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками открытого конкурса либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
4.1.7. копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
4.1.8. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
4.1.9. документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
4.1.10. предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а также документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса, в том числе:
4.1.10.1. предложение о цене контракта (таблица цен по Форме N 3.1 конкурсной документации);
4.1.10.2. предложение о качественных, функциональных характеристиках объекта закупки в соответствии с критериями оценки заявок на участие в открытом конкурсе (соответственно по Формам N 3.2. и N 3.3 конкурсной документации);
4.1.10.3. документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса:
копия действующего свидетельства рейтингового агентства "Эксперт РА", подтверждающего рейтинг надежности страховой компании;
копии заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрактов на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), подтверждающих опыт участника открытого конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
При этом отсутствие в составе заявки участника открытого конкурса документов, подтверждающих квалификацию такого участника, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4.1.11. иные документы, которые участник открытого конкурса посчитает необходимым представить.
В соответствии с подпунктом 11.3 пункта 11 извещения о проведении открытого конкурса конкурсной документации документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе.
Согласно конкурсным заявкам и протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 14.05.2014 года, представленными представителем конкурсной комиссии, заказчика Мельникова А.В., заявка ОАО "СОГАЗ" (номер 1) поступившая 24.06.2014 года в 08 часов 30 минут, содержала все предусмотренные требованиями конкурсной документации документы, за исключением документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), однако вышеуказанная заявка содержала платежное поручение без отметки банка.
30.04.2014 в 16 часов 05 минут от ОАО "СОГАЗ" поступил конверт с изменениями заявки, содержавший документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица и документ, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Однако в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2014 года конкурсной комиссией было приятно решение об отклонении конкурсной заявки ОАО "СОГАЗ" по следующим основаниям: "Участником закупки представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка), в составе изменения (дополнения) к конкурсной заявке, что не является внесением изменений в заявку, предусмотренным ч.4 ст.52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку такой документ в первоначально поданной заявке отсутствовал. Таким образом, заявка участника не соответствует требованиям конкурсной документации, предусмотренным пп.4.1.9 п.4 Инструкции участникам открытого конкурса, и п.5 ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ, поскольку не содержит документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), а именно участником в заявке в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, представлено платежное поручение без отметки банка. Учитывая вышеизложенное, на основании ч.3 ст.53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка участника подлежит отклонению".
Конкурсная заявка ООО "СК "Согласие" (номер 3) поступила 24.04.2014 года в 09 часов 10 минут содержала все предусмотренные требованиями конкурсной документации документы, за исключением документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), однако вышеуказанная заявка содержала платежное поручение без отметки банка.
25.04.2014 года в 14 часов 55 минут от ООО "СК "Согласие" поступил конверт с изменениями заявки, содержавший документ подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Однако в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2014 года конкурсной комиссией было приятно решение об отклонении конкурсной заявки ООО "СК "Согласие" по следующим основаниям: "Участником закупки представлен документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка), в составе изменения (дополнения) к конкурсной заявке, что не является внесением изменений в заявку, предусмотренным ч.4 ст.52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку такой документ в первоначально поданной заявке отсутствовал. Таким образом, заявка участника не соответствует требованиям конкурсной документации, предусмотренным пп.4.1.9 п.4 Инструкции участникам открытого конкурса, и п.5 ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ, поскольку не содержит документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), а именно участником в заявке в качестве документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, представлено платежное поручение без отметки банка. Учитывая вышеизложенное, на основании ч.3 ст.53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка участника подлежит отклонению".
При изложены обстоятельствах, комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства при которых жалобы ООО "СК "Согласие" и ОАО "СОГАЗ" являются обоснованными.
Согласно определению, изложенному в толковом словаре С. Ожегова, изменение - это поправка, перемена, изменяющая что - нибудь прежнее. Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России, пришла к выводу о том, что представление участниками открытого конкурса ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" документов подтверждающих внесение обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе с отметкой банка) являются изменениями ранее поданных заявок.
Учитывая вышеизложенное, комиссия Красноярского УФАС России установила, что решение конкурсной комиссии об отклонение заявок ОАО "СОГАЗ" и ООО "СК "Согласие" по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2014 года является незаконным и нарушает требования части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "СК "Согласие" и ОАО "СОГАЗ" обоснованными.
2. Признать конкурсную комиссию ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" нарушившим требования части 3 статьи 53 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать конкурсной комиссии ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путём отмены протокола N 0819100000614000070 - П2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.05.2014 года, повторного рассмотрения конкурсных заявок участников открытого конкурса ООО "СК "Согласие" и ОАО "СОГАЗ".
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Д.С. Кислицын |
|
Н.А. Яхонтова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 450
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2014