Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 454
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, Н.А. Яхонтовой - главного специалиста - эксперта контрольного отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - МКУ г. Красноярска "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса "Выполнение работ по строительству объекта "Детский сад в мкр. жилого района "Слобода Весны"" в г. Красноярске" в г. Красноярске", извещение N 0119300019814000999, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" на действия заказчика - МКУ г. Красноярска "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса "Выполнение работ по строительству объекта "Детский сад в мкр. жилого района "Слобода Весны"" в г. Красноярске" в г. Красноярске" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: документация конкурса составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адреса заказчика - МКУ г. Красноярска "Управление капитального строительства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска (далее - уполномоченный орган), подателя жалобы - ООО "Комплект сервис" (далее - податель жалобы) были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель заказчика по доверенности N 1172 от 25.03.2014 года Тимосюк Т.Е.;
- представитель уполномоченного органа по доверенности N 1 от 09.01.2014 года Лузан Н.Ф.
Представитель подателя жалобы на рассмотрение жалобы не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы был извещён надлежащим образом.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, податель жалобы полагает, что конкурсная документация содержит нарушения, выразившиеся во включении в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, что влечёт за собой ограничение конкуренции при проведении торгов.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика, уполномоченного органа представили письменные пояснения, согласно которым считают, что конкурсная документация составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, просили признать жалобу необоснованной.
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу, представленные документы, выслушав пояснения представителей заказчика, уполномоченного органа, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Действие Закона о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по проведению открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад в мкр. жилого района "Слобода Весны".
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с положениями Раздела 4 конкурсной документации работы по строительству объекта "Детский сад в I мкр. жилого района "Северный"" в г. Красноярске должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, СП 48.13330.2011 "Организация строительства", в объеме согласно прилагаемому проекту, то есть "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ"" (далее -Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
В соответствии с условиями конкурсной документации выполнение работ, являющихся предметом конкурса, должно осуществляться с вводом построенного объекта в эксплуатацию, завершая процесс создания готовой строительной продукции. Таким образом, характер работ, указанных в конкурсной документации, свидетельствует о строительстве объекта "под ключ". При этом, ввод объекта в эксплуатацию будет невозможен без приобретения мебели и оборудования, указанных в проектной документации.
В состав проектной документации входит локальный сметный расчет N 02-01-10, который содержит формирование цены монтируемого оборудования, что предусматривает и поставку такого оборудования.
На основании пункта 2 Приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включаются: стоимость строительно-монтажных работ; стоимость оборудования, мебели, инвентаря и другие затраты.
В соответствии с конкурсной документацией строительство объекта капитального строительства будет осуществляться на основании проектно-сметной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 3.11 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика) применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованию, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.). Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы) на основании пункта 4.14 Методики.
Объединение в один лот работ по строительству объекта и приобретение оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06- 6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
С учетом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что при осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка (монтаж) которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Проектом предусмотрено монтируемое оборудование, которое является технологическим, а не бытовым и его установка осуществляется непосредственно при строительстве объекта и неразрывно связана с выполнением строительно-монтажных работ. На основании изложенного, заказчик вправе определить выполнение строительно- монтажных работ с поставкой соответствующего технологического оборудования.
Таким образом, комиссией Красноярского УФАС России установлено, что строительство объекта "под ключ", объединенное с поставкой товаров не влечет за собой ограничения количества участников размещения заказа, так как любой производитель работ вправе принять участие конкурсе. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Учитывая вышеизложенное, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что положения конкурсной документации не нарушают требования Закона о контрактной системе, а также Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки осуществления закупки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Комплект - сервис" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 июня 2014 г. N 454
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2014