Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июня 2014 г. N 471
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПФ "Дерате" на действия муниципального заказчика - Администрации Шарыповского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Проведение акарицидных обработок мест массового отдыха на территории Шарыповского района, на площади 40 гектаров" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.06.2014 поступила жалоба ООО НПФ "Дерате" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300016114000144.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель подателя жалобы - Полозенко Анастасия Евгеньевна (доверенность б/н от 21.05.2014, удостоверение личности).
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, заказчиком при осуществлении закупки не было установлено требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
В Техническом задании заказчиком установлено невыполнимое, по мнению подателя жалобы, для исполнителя требование о предоставлении им гарантийного срока на оказанные услуги не менее 3 месяцев, а в проекте муниципального контракта - не менее 6 месяцев. На территории Российской Федерации не зарегистрировано препарата, который можно использовать при проведении акарицидной обработки с остаточным действием 3 месяца либо 6 месяцев.
Техническим заданием аукционной документации предусмотрено, что исполнитель должен провести санитарно-энтомологическое обследование. Деятельность по энтомологии подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Следовательно, по мнению подателя жалобы, поскольку заказчику необходимы в составе работ санитарно-энтомологическое исследование, одним из требований к участникам должно быть указано наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области энтомологии.
Податель жалобы обращает внимание на факт того, что приложение N 1 в проекте муниципального контракта не соответствует по своему содержанию предмету муниципального контракта и объекту закупки.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика путем проведения электронного аукциона "Проведение акарицидных обработок мест массового отдыха на территории Шарыповского района, на площади 40 гектаров".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг должна содержать согласие участника такого аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 и 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) определено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по "дезинфектологии".
Податель жалобы в понятие дезинфектологии включает дезинфекционную деятельность, которая в соответствии с санитарными правилами "Санитарно-эпидемилогические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности СП 3.5.1378-03" представляет собой разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению акарицидных обработок мест массового отдыха на территории Шарыповского района, на площади 40 гектаров.
Согласно СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" акарицид - средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей; акрицидная обработка - система организационных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических и истребительных мероприятий, направленных на уничтожение клещей.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 13.05.2013 N 24-1-2036856 определяет деятельность по проведению дезинфекционных работ, в том числе предоставление услуг по дезинфекции, как лицензируемую медицинскую деятельность в понятиях Закона об основах охраны здоровья граждан, в терминологии подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения" общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЭС Ред.1), введенного в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД). Указанный вывод также содержится в письме Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 исх. N 02-12/393, а именно: деятельность по дезинфектологии, связанная с уничтожением организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями этих заболеваний и связанная с оказанием медицинской помощи,, либо проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию в установленном порядке.
Исследовав положения аукционной документации, Комиссией было установлено, что в информационной карте объект закупки был классифицирован заказчиком под кодом ОКВЭД 85.14.18.130, указанный код относится к группе 85.14 "Прочая деятельность в области охраны здоровья", подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", класса 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг". Вместе с тем в результате изучения описания заказчиком объекта закупки Комиссия установила, что заказчику необходимо оказание услуг по проведению акарицидных обработок с целью санитарной, экологической и гигиенической безопасности объектов массового отдыха Шарыповского района в соответствии с требованиями Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", СанПин 3.5.13.78-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", СанПин 3.1.3.2352 - 08 Санитарно-эпидемиологические правила "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" и "Методические указания по организации и проведению противоклещевых мероприятий и биологических наблюдений в природных очагах клещевого энцефалита" N 28-6/33 от 02.10.1987, утвержденные Минздравом СССР от 02.10.1987.
Таким образом, проанализировав совокупность положений аукционной документации, учитывая разъяснения письма Министерства здравоохранения РФ от 13.05.2013 N 24-1-2036856, принимая во внимание существо понятия медицинской деятельности, содержащееся в Законе об основах охраны здоровья граждан, Комиссия пришла к выводу о том, что потребностью заказчика являются услуги по проведению акарицидных обработок, входящих в дезинфекционную деятельность, классифицированные в рамках подкласса 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", класса 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" ОКВЭД, которые являются в силу положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, лицензируемым видом деятельности.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации не установлено требования к участникам закупки в предоставлении в подаваемой им заявке на участие в электронном аукционе в качестве документа, подтверждающего соответствие требованиям, установленным в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии, как то необходимо в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Из смысла пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Заказчику необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заказчика установить при необходимости требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Исследовав аукционную документацию Комиссией было установлено, что у заказчика имеется необходимость в установлении гарантийного срока к оказываемым услугам, являющимся объектом закупки, а именно: из технического задания аукционной документации следует, что заказчику необходимо отсутствие членистоногих в течение не менее трех месяцев со дня проведения акарицидных обработок, из пункта 1.4 проекта муниципального контракта - не менее шести месяцев.
Согласно пункту 4.3.17 "МУ 3.5.3011-12. 3.5. Дезинфектология. Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов", акарицидные средства на основе пиретроидов и фосфорорганических веществ сохраняются в лесной подстилке на значимом для борьбы с клещами уровне около 1,0 - 1,5 месяцев, следовательно, обладают коротким остаточным действием.
Анализ пункта 9.2.2.2., раздела 9.2 "Дезинсекционный мероприятия, проводимые на открытых территориях" Руководства по медицинской дезинсекции (Р.35.2.2487-09) Комиссии показал, что для борьбы с популяциями клещей допускается использование акарицидных средств, разрешенных к применению с этой целью в установленном порядке (Приложение 4). Данным приложением установлен перечень разрешенных акарицидных средств, к числу таких средств относятся, например, препарат "Акаритокс" (инсектоакарицидное средство, фирма "Сульфур миллс лимитед" Индия), согласно инструкции по применению данного препарата срок действия средства на клещей в постилке около 1-1,5 месяцев; препарат "Цифокс", согласно инструкции по практическому применению инсектоакарицидного средства, продолжительность остаточного действия при обработках от исксодовых клещей - 1-1,5 месяца; препарат "МЕДИЛИС-ципер", согласно инструкции N1-11/09 продолжительность остаточного действия при обработках от исксодовых клещей также составляет - 1-1,5 месяца.
Заказчиком в адрес Красноярского УФАС России не были представлены доказательства того, что на территории Российской Федерации зарегистрирован препарат, который обладает остаточным действием 3 - 6 месяцев. Соответственно, заказчиком установлено в аукционной документации невыполнимое для исполнителя требование к предоставлению им гарантийного срока на оказанные услуги, являющиеся объектом закупки - 3 - 6 месяцев, что является нарушением части 4 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в медицинскую деятельность включены работы (услуги) по энтомологии.
Из сведений технического задания аукционной документации следует, что исполнителем должны быть осуществлены мероприятия по проведению последующего контроля качества проведенной акарицидной обработки, в том числе по истечении времени исполнитель обязан провести контрольное санитарно-эпидемиологическое обследование.
В результате изучения совокупности сведений аукционной документации, Комиссией не было установлено, что заказчик требует от участников закупки проведения непосредственно санитарно-эпидемиологического обследования, проведенной акарицидной обработки, указанное обследование не является непосредственным объектом закупки, соответственно, в проведении указанного обследования у заказчика отсутствует потребность и нужда.
Формулировка, использованная заказчиком в описании объекта закупки, содержащемся в техническом задании аукционной документации, а именно: исполнитель обязан провести последующий контроля качества обработки в виде контрольного санитарно-эпидемиологического обследования, дает Комиссии основание полагать, что она является требованием заказчика к качеству оказанных исполнителем услуг, являющихся объектом закупки, а не к участнику закупки.
Поскольку объектом закупки является оказание исполнителем услуг заказчику по проведению акарицидных обработок мест массового отдыха населения на территории Шарыповского района, на площади 40 гектаров, то участник размещения заказа, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки. В связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком обоснованно не установлено в качестве требования к участнику закупки предоставления лицензии на деятельность по энтомологии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний".
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Комиссией установлено, что аукционной документацией предусмотрено в качестве объекта закупки проведение акарицидных обработок мест массового отдыха на территории Шарыповского района, на площади 40 гектаров.
Проанализировав проект муниципального контракта, Комиссией было установлено, что пунктом 1.1. предмет рассматриваемого контракта сформулирован заказчиком следующим образом: по настоящему контракту Исполнитель обязуется оказать услуги по организации и проведению акарицидных обработок мест массового отдыха населения на территории Шарыповского района, согласно Техническому заданию (Приложение N1), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В результате изучения сведений приложения N 1 к проекту муниципального контракта Комиссия установила, что оно содержит характеристики и объем выполненных работ по уничтожению сорняков дикорастущей конопли на территории Шарыповского района.
Комиссией не установлено из содержания совокупности сведений аукционной документации, что у заказчика имеется потребность в выполнении работ по уничтожению сорняков дикорастущей конопли на территории Шарыповского района.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что содержание приложения N 1 к проекту муниципального контракта не соответствует объекту закупки и предмету проекта муниципального контракта, что является нарушением части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку рассматриваемый муниципальный контракт должен заключаться в соответствии с описанием объекта закупки, а именно: на проведение акарицидных обработок мест массового отдыха на территории Шарыповского района на площади 40 гектаров, без выполнения работ по уничтожению сорняков дикорастущей конопли на территории Шарыповского района, которые не входят в описание объекта закупки, не являются потребностью заказчика.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в вышеуказанных действиях заказчика присутствуют нарушения требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО НПФ "Дерате" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 и части 4 статьи 33, части 1 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 июня 2014 г. N 471
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2014